Усадьба Троицкое возникла на рубеже XVII-XVIII вв. До 1751 г. она находилась во владении князей Голицыных. В 1760 г. имение перешло во владение графа Петра Александровича Румянцева (1725 г.-1796 г.), как приданое его невесты, княжны Екатерины Михайловны Голицыной (1724 г.-1779 г.).
За победу над турками генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев получил почетное прибавление к фамилии и стал именоваться Румянцев-Задунайский. В 1775 г. в Москве состоялось торжественное празднование выгодного для России Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией. 28 октября 1775 г. Екатерина II посетила усадьбу, получившую в память о заслугах хозяина новое название – Кайнарджи.
Первое, что мы видим, подъезжая к усадьбе – Троицкую церковь в стиле французского классицизма.
Церковь была построена в 1778 г. и освящена к 1784 г. Считается, что она создана по проекту неизвестного архитектора, который был откорректирован архитектором К.И.Бланком по рисунку Румянцева, желавшего видеть у храма западные башни.
В статье А.В. Чекмарева – Двухколоколенные храмы в усадьбах графа П.А. Румянцева-Задунайского указывается, что “На сегодняшний день можно говорить приблизительно о шести возведенных во владениях полководца двухколоколенных церквях. Из них сохранились четыре, в разной степени известные специалистам. …
Известно, что для Румянцева работал Ю.М.Фельтен, пославший зимой 1777 г. несколько чертежей в Москву.
Они вполне могли относиться к задуманному в Троицком храму. Заложенная весной 1778 г. церковь, действительно, близка творческому почерку Фельтена, компромиссно сочетавшему принципы раннего классицизма с барочной нарядностью фасадов.
Возможно, Фельтен и являлся основным разработчиком проекта румянцеской церкви, однако ее главная архитектурная тема – двухбашенная паперть – взята из вполне конкретного проекта другого зодчего, Ж.-Б.М.Валлен-Деламота. Западный фасад Троицкого храма почти повторяет его чертеж западного фасада католической церкви на Невском проспекте, датированный 1761-1762 гг.”
Внутренний интерьер храма с изысканными лепными гирляндами, головками ангелов, а также двухъярусный иконостас с парными коринфскими колоннами до наших дней дошел почти не поврежденным.
На территории усадьбы расположена еще одна церковь – Воскресенская.
Она сооружена в 1867г. по заказу Мухановой В.С. над могилой ее мужа. Церковь выполнена из красного кирпича с деталями из белого камня. В трехчастной композиции постройки доминирует двусветный бесстолпный четверик храма.
Поверх купольного свода он увенчан двумя ярусами кокошников и сквозным восьмигранным барабаном с миниатюрным шатром в основании главы.
Под зданием находится склеп.
Третье дошедшее до наших дней сооружение в усадьбе – мавзолей С.П. Румянцева.
Он выполнен в стиле ампир в виде небольшой кирпичной и оштукатуренной центрической часовни. Мавзолей был построен в 1830 году Румянцевым С.П. для перезахоронения останков своего отца генерал-фельдмаршала П.А.Румянцева-Задунайского, но он стал его собственной усыпальницей, так как фельдмаршал был похоронен в Киево-Печерской Лавре.
В мавзолее также погребены дочь С.П. Румянцева – кн. В.С. Голицына и ее муж кн. П.А. Голицын. Несколько погребений Голицыных и Апраксиных находятся вне часовни, у ее северной стены.