Русь Святая, храни веру Православную!
... запечатлены те, которые хранили веру, как сокровище 3 Ездры 6:5

Крещение и ангелы-хранители

05 октября 2013 | ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ

Как-то свящ. Димитрию Смирнову задали вопрос в эфире радио “Радонеж” – как покрестить внучку, если родители против. Он удивился – зачем, если они против? Бабушка ответила: что бы жизнь лучше была. На что отец с тенью присущего ему юмора, который выражается не столько в смысле сказанного, сколько в обличающей нас прямоте, ответил: а кто Вам сказал, что жизнь станет лучше? Христа ведь распяли в конце-концов…

Я давно думаю об этой теме. Она интересна мне именно тем, что частенько подменяют истинный смысл Крещения, как вхождения в Христианство различными толками о преимуществах мистического плана. Хотя первое, на мой взгляд, значительно важнее и первостепеннее.

В том же смысле и в монашестве бывает подобная подмена. Когда начинают ценить сам чин, а не то, о чем пишет свт.Игнатий: монашество имеет смысл лишь тогда, когда приводит человека к совершенному Христианству.

В данном отношении слово Христианство сегодня претерпевает какое-то гонение от “православных”. Не удивительно ли? “Христианством” теперь называют другие конфессии, всех тех, кто не православно верит во Христа. Но ведь мы в первую очередь – христиане, да – верно и право верующие.

Статья интересна тем, что священник, хотя и резко, но напоминает нам о самом главном смысле Таинства.

———— + + + ————-

Чин Крещения в современном его виде содержит в себе призыв к Богу: “сопрязи животу его (это о крещаемом) ангела светла, избавляюща от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, от мечтаний лукавых” (молитва Четвертая запретительная в Оглашении), однако из этого не следует, что ангелы-хранители есть только у крещеных людей. Ангелы охраняли людей еще в Ветхом Завете и до него. Ангелы соучаствуют в охране всего мира – поскольку Бог любит и заботится обо всех. Иначе весь мир в одночасье был бы уничтожен. Да и в Новозаветной Церкви чин оглашения совершался, а иногда и совершается, задолго до самого Крещения.

В крещении люди не получают никаких видимых “охранительных” преимуществ по сравнению с некрещеными: так же болеют, страдают, гибнут. Да и несмотря на наши просьбы об “ангеле светлом”, в жизни все равно может случится что угодно: и встреча с лукавым, и мечтания лживые… Крестить ребенка для того, чтоб у него появился ангел-хранитель – такая же глупость, как покупать телевизор для того, чтоб в коробку от него складывать вещи. Крещение имеет другие цели и задачи, хотя, бесспорно, мы молимся, чтоб все другое приложилось.

Ошибочно полагать, что в Крещении мы получаем такие имена как Василий, Федор, Иоанн, Татьяна… Такие имена даются не в крещении, а в “Молитве, во еже назнаменовати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего”, которая читается до Крещения. В Крещении нам дается Имя Христово – “ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12)”. Эта идея отчетливо выражена в “Молитве жене родильнице по четыредесяти днех”, где священник просит Бога-Вседержителя, чтоб Он ребенка сопричислил вместе с восприемниками и родителями к “святому стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего”. Не случайно многие из первомученников, будучи приведенными на суд, на вопрос “Как тебя зовут?” с достоинством отвечали: “Христианин!”.

Называть своего небесного соименника покровителем в личном, собственническом смысле – неверно. Я не думаю, что святитель Николай покровительствует моему соседу Николаю не так, как мне, только потому, что я Сергий, а не Николай… Далеко не во всех поместных Церквах принято называть детей именами из святцев. Русская Церковь же, настаивая на сем обычае, усердно обращает наше внимание и на пример житий святых и на идею тесной связи, которая существует между Церковью земной, сражающейся, и Церковью небесной, торжествующей.

Иногда, кстати, под днем Ангела понимают и день крещения, и день святого храма (последнее особо распространено в селах Западной Беларуси и называется “фэстом” или “зходам”). Есть и такие народы, которые знают о дате своего крещения и свято чтут ее. Сама идея празднования народного крещения вложена (и достаточно выразительно) в чествование святых равноапостольных (святые Ольга, Владимир, Нина…).

У меня есть двое знакомых, которые, обратившись ко Христу в зрелом возрасте (один из иудеев), внимательно чтут дни своего крещения. И у меня есть один друг иеромонах, который празднует два дня ангела. Почему бы нет, если есть повод? ))

Несмотря на то, что день памяти святого, имя которого носит христианин, принято называть днем Ангела, не стоит думать, что у ангелов человеческие имена, или что ангелы и святые суть одно. Никакой “реальной” привязки ангела-хранителя к дню Ангела действительно нет (исключение – когда речь идет об имени ангела: Михаил, Гавриил…). Формально слововосочетание “день Ангела” пусто, а тот смысл, который мы в нем подразумеваем, конвенционален, заранее оговорен определением.

Метки: , ,

© 2012 - 2023 сopyright "Храни Веру - православный сайт"