Присоединиться к группам ВКонтакте и Одноклассники
Исключительной ценностью обладает деревянная церковь Ризоположения из села Бородавы.
Попавшая при реконструкции Волго-Балтийского водного пути в зону подтопления, церковь перевезена на территорию Кирилло-Белозерского монастыря из села Бородава в 1958 году и реставрирована …
Село Бородава в конце XV века было вотчиной Ферапонтова монастыря.
Церковь сооружена в 1485 году по грамоте ростовского епископа Иоасафа Оболенского, бывшего до того Ферапонтовским игуменом.
Ризоположенская церковь, одна из древнейших сохранившихся в России деревянных построек, принадлежит к типу клетских храмов,
начало которых уходит в глубокую древность.
Церковь перекрыта высокой двускатной кровлей с полицей. С запада к ней примыкает большая трапезная с двухсторонней галереей.
Несмотря на исключительную простоту архитектурных форм, памятник поражает изысканностью пропорций и какой-то особой поэтичностью облика.
Иконостас церкви представляет собой огромный художественный интерес. Часть его можно увидеть в экспозиции “Древнерусское искусство XV-XVII веков” в Архимандричьих кельях музея.
——————–
Село Бородава
Церковь Положения Риз Пресвятой Богородицы была поставлена в селе Бородава, на высоком мысу — «стрелке» у впадения в Шексну речки Бородавы, в 23 километрах от Ферапонтова монастыря, расположенного рядом с Бородаевским озером, из которого и вытекает речка Бородава.
Торговое село Бородава относилось ко владениям Ферапонтова монастыря и играло роль перевалочной базы и пристани монастыря.
Здесь перегружали предназначенные для монастыря товары с шедших по Шексне и не способных пройти по узкой и извилистой Бородаве судов на лодки для дальнейшей их доставки к монастырю.
К бородавской же пристани со всех монастырских угодий везли предназначенные к отправке по Шексне товары и продукты. В селе имелось большое число «изб монастырской принадлежности» (монастырских домов для приезжих) и складов.
————————-
Небольшая деревенская церковь Положения ризы Богоматери, построенная на средства ростовского владыки, относится к простейшему типу клетских сооружений и не идёт ни в какое сравнение с теми грандиозными и, видимо, изощренными по формам храмами, которые возводились современными ей ростовскими «древоделами».
Она состоит из трёх срубов разного размера и высоты – собственно храма, алтаря и трапезной, которая первоначально была окружена открытой галереей – папертью, уничтоженной при ремонте 1848 года.
Вплоть до середины XIX века дерево было наиболее распространенным строительным материалом в России.
Поэтому неудивительно, что уровень мастерства в этой области был очень высок даже при исполнении простейших сооружений. Клетский тип, к которому принадлежит заказанная архиепископом Иоасафом церковь Ризоположения, несомненно, преобладал в русском деревянном зодчестве.
По своим основным признакам клетские церкви мало чем отличались от жилых построек и вместе с тем были принципиально с ними не схожи.
Вертикальная ориентация двускатных кровель, их подчеркнутая «островерхость» (в отличие от более ранних клетских храмов, таких как предположительно самая ранняя из них Лазаревская церковь Муромского монастыря в Карелии, относимая к концу XIV века), делает эти строения подчёркнуто представительными.
Такова, например, Георгиевская церковь в селе Юксовичи под Петербургом (некоторые исследователи предположительно датируют её 1493 годом), которая благодаря наличию дополнительного уступа кровли выглядит более значительной, чем бородавский храм. Скромность облика Ризоположенской церкви, видимо, определялась условиями заказа.
Вместе с тем её архитектуре свойственны отточенная ясность пропорций, устремлённость вверх, строгое чередование объёмов от трапезной к небольшому четверику и алтарной части.