Присоединиться к группам ВКонтакте и Одноклассники
Святый Антоний Великий в своих наставлениях о том, как молиться в церкви, говорит:
“Как только ударят в било, не ленись тотчас идти в церковь. Не оставляй богослужения, да не будет тебе это в преткновение в сеть. В церкви отнюдь не говори. Не так будь в церкви, как в таком месте, где собирается много народа (т.е. чтобы в душе не было шума и толкотни многопомышлений)”.
Авва Исаия Отшельник советует: “Не молись с многостью и небрежностью; ибо этим, вместо того, чтобы угодить Богу, ты навлечешь гнев Его. Стой на молитве со страхом и трепетом, не опираясь на стену и не раздвигая ног, так чтобы на одной стоять, а другую отставлять. Противостой помыслам своим и не попускай им озабочиватся плотскими вещами, чтобы молитва твоя была богоприятна. Когда бываешь на литургии, храни помыслы свои и чувства и стой и стой со страхом перед Богом, чтобы достойно принять Тело и Кровь Христовы и тем уврачевать свои страсти”.
О том, как молиться в церкви, пишет и Святой Ефрем Сирен:
“Всем сердцем твоим внимай псалмопению и чтению Божественных Писаний и так их впивай душею своею, как младенец, питающийся сосцами”.
Святой Иоанн Лествечник говорит: “Начнем наблюдать и найдем, что когда, по гласу колокола, видимо собирается братия невидимо стекаются душевные враги. Одни приступают к постели, когда мы встали, и увещают нас снова лечь в нее, говоря: “Подожди, когда кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь”. Других предстоящих на молитве погружают в сон. Иныне производят сильные и безвременные бурления в животе. Иные побуждают заводить в церкве разговоры. Другие отвлекают ум наш в скверные помыслы. Иные заставляют нас, как изнемогших, опиратся о стену, а иногда наводят весьма частую зевоту. Некоторые же возбуждают в нас во время молитвы смех чтобы через сие подвигнуть Бога к негодованию на нас. Иные побуждают нас от лености спешить в псалмопении. Но кто в чувстве сердца помышляет, что он предстоит Богу, тот в молитве будет как столп неподвижный, и ничем из прежде сказанных не будет поруган.
Во время чтения и пения ум твой да будет занят разумением слышимых слов или определенною молитвою.
Непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум розсеялся, собирай его к себе.
Итак, изречение Антония, Василия и Варсануфия Великих, Ефрема Сирина, Иоанна Лествечника, Исаии Отшельника и других великих учителей о том, как молиться в церкви, побуждают нас быть усердными к церковной, или общественной, молитве, не только понуждать себя ходить неупустительно к церковным службам, но и пребывать в них до конца, стоять на них с благоговением и страхом Божим, не заниматься разговорами, не допускать, чтобы мысль произвольно рассеивалась, а стараться заключать ее в слова молитв, которые слышим. Лучше всего непрестанно повторять: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!”.
Как молился в храме старец Моисей Оптинский.
К утрени старец архимандрит старался ходить неупустительно и говорил другим, что это наилучшее время для молитвы. Говорил также бывшему при нем уставщиком иеромонаху Моисею: “К утрени надобно ходить, потому что во время литургии за нас приносится Бескровная Жертва Богу, а ходя к утрени, мы сами себя приносим в жертву Господу, жертвуем для Него своим покоем”.
Не только к утрени, но и к литургии, преимущественно ранней, и к вечерне старался старец ходить неупустительно, если не задерживали какие-либо особые дела. Во время богослужения старался стоять правильно на обеих ногах и перебирал, обыкновенно, четки с молитвой Иисусовой.
Бывший при нем долго главным пономарем монах Феодосий рассказывал: “Раз во время уборки в церкви я положил на настоятельское место, то есть сбоку, на верх перил, маленькие гвоздики да и забыл про них. А лежали они так, что чуть тронь – непременно упали бы. Через долгое время нашел я опять эти гвоздики на том же месте и невольно подумал: вот как отец архимандрит стоит в церкви, истинно как перед Богом, и не коснулся он боков своего места, посередине стоял. Не то, что я грешный, переменаюсь с ноги на ногу да и к стене прислонюсь”.
Вообще, в церкви во время богослужения отец Моисей являл собою пример глубочайшего благоговения: пройдет-не оглянется, не повернется стоит-не опрется, не прислонится, а только слушает внимательно, что читают и поют, да перебирает четки, иногда закрыв глаза.