Русь Святая, храни веру Православную!
... запечатлены те, которые хранили веру, как сокровище 3 Ездры 6:5
ПОИСК:
Кит, тыква, пророк Иона и Воскресение Христово

Кит, тыква, пророк Иона и Воскресение Христово


Присоединиться к группам ВКонтакте и Одноклассники

Краткая и динамичная, непохожая на все другие ветхозаветные писания книга пророка Ионы, что это – притча, иносказание? Образный рассказ о том, как человек, не желая исполнить волю Бога, бежит от Него, а Бог через скорби и жизненные обстоятельства человека настигает? Или же действительно был Иона три дня «во чреве китове», а затем Бог спас его?

Обязательно ли должно быть реальностью то, что является прообразом реального события – в данном случае Воскресения Христова?

Так или иначе, всю историю мироздания и всю священную историю знает один Господь Иисус Христос, и Он указывает на чудо Ионы как на прообраз Своей смерти и Воскресения. Когда книжники и фарисеи, прекрасно видевшие на Господе исполнение пророчеств и видевшие совершаемые им чудеса, но искавшие отговорки, чтобы не принимать Его в свою жизнь и в свое сердце, просили у Господа еще знака и чуда – «знамения», то Господь, очень нелицеприятно охарактеризовав их, отвечал, что вот – «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; а знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет во чреве земли три дня и три ночи» (Мф: 12:39-40).

То есть, самое чудесное в истории Ионы – то, как проглотил его кит, – есть образ Христовой смерти и Воскресения, а «чрево китово» есть аллегория ада – места, лишенного света, в которое Господь, умерев, сошел душой, чтобы вывести оттуда всех Его ожидавших. И, прославляя Христа воскресшего, Церковь утверждает, что Он «из чрева адова избавил нас» (Воскресный тропарь третьего гласа).

И совершенно бессмысленно рассуждать о том, мог или нет кит проглотить Иону (с точки зрения его, кита, физиологии), или о том, какие именно китообразные обитали три тысячи лет тому назад (время, когда жил пророк) в Средиземном море (именно по нему из Иоппии (Яффы) в испанскую Киликию увозит корабль бегущего от Бога Иону). Согласно еврейскому тексту, Иону проглатывает «даг гадол» – «большая рыба», чудище морское, которое греческий, а за ним славянский и русский тексты передают словом «кит», обозначающим самое большое из обитающих в море существ.

Все другие события, происходящие в книге, кроме этой центральной для всей композиции истории с китом, совершенно обыкновенны. Море бушует, растение вырастает, червь подтачивает его корень – в общем, обычное дело. Только за всем этим автор Книги видит действие Бога: это Бог повелевает ветру устроить на море волнение, это Бог повелевает киту сначала проглотить выброшенного за борт Иону, а затем выплюнуть его на сушу. И это Бог повелевает большому растению вырасти, а затем даже червю Бог повелевает подточить его корень. (Особенно поэтично говорит об этом церковно-славянский текст. В нем за ночь вырастает не просто «великое растение», а «тыква»[1], а тот, кто ее точит, не просто червь, а «червь утренний»). И все эти события происходят не просто так, а для того, чтобы Иона сначала исполнил свою миссию – отправился в Ниневию, столицу Ассирии, возвещать ее гибель и разрушение, а затем, когда покаявшийся город был Богом помилован, чтобы через скорбь об иссохшем растении Иона вразумился, что Господь жалеет и милует человека…

Совершенно потрясающий, совершенно живой человек сам Иона. Его психологический барометр все время зашкаливает: он то плачет, то смеется, то «весьма радуется», то унывает так, что желает себе смерти и просит Бога взять его душу. Во время смертельно опасной бури, когда все молятся «своим богам», Иона спускается в трюм и там спит – «храпит»! разбуженный, он объясняет корабельщикам, что это он виноват в грозящей всем гибели и, чтобы спасти всех, готов безропотно принять смерть: просит бросить его в пучину. Когда же после его проповеди жители Ниневии каются и получают прощение, то Иона сильно раздражен переменой божьей воли: он устраивается напротив города и ждет, что с ним все-таки что-то еще будет. И когда за одну ночь там, где он сидит, вырастает растение, под которым он может прятаться от «зноя восточного», Иона радуется ему как ребенок, а когда оно, подточенное «червем утренним», засыхает, огорчается так, что и жить не хочет. Но, наверное, глубинную суть Ионы выражает та молитва, которую из бездны он обращает к Богу: «Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего…» (Иона: 2:8)

Достойны удивления также и люди, которых встречает Иона. Корабельщики в момент опасности молятся – они даже не сомневаются в том, что виной происходящему чей-то грех. Когда же они узнают, что Иона раб Бога Небес, сотворившего море и сушу, то исполняются страха и не хотят сделать то, что предлагает Иона – выбросить его за борт. Также и жители Ниневии: еще не успевает Иона пройти город с проповедью, как они уже начинают каяться и тем самым изменяют свою судьбу – переменяют суд Божий. И даже правитель, до которого «доходит слух», из царских одежд облачается во вретище и садится не на царском престоле, а на куче пепла.

Именно эту историю и упомянул, пророчествуя о Своем Воскресении, Христос – Бог, говоривший в Завете Ветхом через пророков, а в Новом Завете Сам явившийся человеком для того, чтобы этот мир, не только искаженный грехом, но и Божий, не погиб; чтобы эта жизнь, и трагичная, и трогательная, и удивительная – жизнь как чудо – не исчезла.

И чтобы люди, которые до сих пор, подобно ниневитянам, не умеющим «отличить правой руки от левой», не умеют отличить правого от неправого, не погибли, но получили дар вечной жизни.

Сноски:

[1] специалисты-ботаники говорят, что этим растением могла быть одна из лиан со множеством листьев, в тени которых действительно можно укрыться от палящего солнца: клещевина, или колоцит, или даже арбуз.

См. также:

– Книга пророка Ионы (I, 1—16; II, 1—11; III, 1—10; IV, 1—11)



ЧУДЕСА БОЖИИ : метки: , , , : автор: Иерей Михаил Браверман : дата: 11.02.18 : 623 : ID записи: 780

Обсудить:


× 5 = 25

Добавить Статью
вступай в группы:
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
АПОКРИФЫ
ВИДЕО ФИЛЬМЫ
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ
ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
ЛЕКЦИИ ОСИПОВА
МИРОВОЙ ЗАГОВОР
МОЛИТВЫ
ПАЛОМНИЧЕСТВО
ПОЛИТИКА
ПРОРОЧЕСТВА
СКАЗАНИЯ, ИСТОРИИ
ТРАПЕЗА
ФОТО ОТЧЁТЫ
ЧУДЕСА БОЖИИ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
КОНТАКТЫ
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
православные знакомства Светелка
Майдан хлеб православие монах вода европа Израиль история кошка деньги христианство царь предсказания Сирия наставления Америка Крымск фильм природа Янукович семья Ватикан УЭК война Россия календарь красота вера храм христиане Москва Паисий Афонский жизнь рецепт Русь папа Римский армия смерть Барак Обама библия патриарх кот картины Соловки мученик Апокалипсис католики Галина Царева болезнь праздник третья мировая война экономика Документальный фильм Афон предсказание старец дерево революция Китай РПЦ 2012 Путин Бенедикт XVI монастырь лекция пост животные Патриарх Кирилл Франциск Конец Света Евреи Константинополь пророчества США мусульмане Украина художественный фильм Паисий Святогорец Кирилл Пасха ислам Киев антихрист Последние времена дети Крым Андрей Кураев Евангелие собор фото Церковь
2012 - 2018 сopyright © "Храни Веру - православный сайт" зап.90