Русь Святая, храни веру Православную!
ПОИСК:
Кит, тыква, пророк Иона и Воскресение Христово

присоединиться к группам: на ОДНОКЛАССНИКАХ и ВКОНТАКТЕ
Кит, тыква, пророк Иона и Воскресение Христово


Краткая и динамичная, непохожая на все другие ветхозаветные писания книга пророка Ионы, что это – притча, иносказание? Образный рассказ о том, как человек, не желая исполнить волю Бога, бежит от Него, а Бог через скорби и жизненные обстоятельства человека настигает? Или же действительно был Иона три дня «во чреве китове», а затем Бог спас его?

Обязательно ли должно быть реальностью то, что является прообразом реального события – в данном случае Воскресения Христова?

Так или иначе, всю историю мироздания и всю священную историю знает один Господь Иисус Христос, и Он указывает на чудо Ионы как на прообраз Своей смерти и Воскресения. Когда книжники и фарисеи, прекрасно видевшие на Господе исполнение пророчеств и видевшие совершаемые им чудеса, но искавшие отговорки, чтобы не принимать Его в свою жизнь и в свое сердце, просили у Господа еще знака и чуда – «знамения», то Господь, очень нелицеприятно охарактеризовав их, отвечал, что вот – «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; а знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет во чреве земли три дня и три ночи» (Мф: 12:39-40).

То есть, самое чудесное в истории Ионы – то, как проглотил его кит, – есть образ Христовой смерти и Воскресения, а «чрево китово» есть аллегория ада – места, лишенного света, в которое Господь, умерев, сошел душой, чтобы вывести оттуда всех Его ожидавших. И, прославляя Христа воскресшего, Церковь утверждает, что Он «из чрева адова избавил нас» (Воскресный тропарь третьего гласа).

И совершенно бессмысленно рассуждать о том, мог или нет кит проглотить Иону (с точки зрения его, кита, физиологии), или о том, какие именно китообразные обитали три тысячи лет тому назад (время, когда жил пророк) в Средиземном море (именно по нему из Иоппии (Яффы) в испанскую Киликию увозит корабль бегущего от Бога Иону). Согласно еврейскому тексту, Иону проглатывает «даг гадол» – «большая рыба», чудище морское, которое греческий, а за ним славянский и русский тексты передают словом «кит», обозначающим самое большое из обитающих в море существ.

Все другие события, происходящие в книге, кроме этой центральной для всей композиции истории с китом, совершенно обыкновенны. Море бушует, растение вырастает, червь подтачивает его корень – в общем, обычное дело. Только за всем этим автор Книги видит действие Бога: это Бог повелевает ветру устроить на море волнение, это Бог повелевает киту сначала проглотить выброшенного за борт Иону, а затем выплюнуть его на сушу. И это Бог повелевает большому растению вырасти, а затем даже червю Бог повелевает подточить его корень. (Особенно поэтично говорит об этом церковно-славянский текст. В нем за ночь вырастает не просто «великое растение», а «тыква»[1], а тот, кто ее точит, не просто червь, а «червь утренний»). И все эти события происходят не просто так, а для того, чтобы Иона сначала исполнил свою миссию – отправился в Ниневию, столицу Ассирии, возвещать ее гибель и разрушение, а затем, когда покаявшийся город был Богом помилован, чтобы через скорбь об иссохшем растении Иона вразумился, что Господь жалеет и милует человека…

Совершенно потрясающий, совершенно живой человек сам Иона. Его психологический барометр все время зашкаливает: он то плачет, то смеется, то «весьма радуется», то унывает так, что желает себе смерти и просит Бога взять его душу. Во время смертельно опасной бури, когда все молятся «своим богам», Иона спускается в трюм и там спит – «храпит»! разбуженный, он объясняет корабельщикам, что это он виноват в грозящей всем гибели и, чтобы спасти всех, готов безропотно принять смерть: просит бросить его в пучину. Когда же после его проповеди жители Ниневии каются и получают прощение, то Иона сильно раздражен переменой божьей воли: он устраивается напротив города и ждет, что с ним все-таки что-то еще будет. И когда за одну ночь там, где он сидит, вырастает растение, под которым он может прятаться от «зноя восточного», Иона радуется ему как ребенок, а когда оно, подточенное «червем утренним», засыхает, огорчается так, что и жить не хочет. Но, наверное, глубинную суть Ионы выражает та молитва, которую из бездны он обращает к Богу: «Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего…» (Иона: 2:8)

Достойны удивления также и люди, которых встречает Иона. Корабельщики в момент опасности молятся – они даже не сомневаются в том, что виной происходящему чей-то грех. Когда же они узнают, что Иона раб Бога Небес, сотворившего море и сушу, то исполняются страха и не хотят сделать то, что предлагает Иона – выбросить его за борт. Также и жители Ниневии: еще не успевает Иона пройти город с проповедью, как они уже начинают каяться и тем самым изменяют свою судьбу – переменяют суд Божий. И даже правитель, до которого «доходит слух», из царских одежд облачается во вретище и садится не на царском престоле, а на куче пепла.

Именно эту историю и упомянул, пророчествуя о Своем Воскресении, Христос – Бог, говоривший в Завете Ветхом через пророков, а в Новом Завете Сам явившийся человеком для того, чтобы этот мир, не только искаженный грехом, но и Божий, не погиб; чтобы эта жизнь, и трагичная, и трогательная, и удивительная – жизнь как чудо – не исчезла.

И чтобы люди, которые до сих пор, подобно ниневитянам, не умеющим «отличить правой руки от левой», не умеют отличить правого от неправого, не погибли, но получили дар вечной жизни.

Сноски:

[1] специалисты-ботаники говорят, что этим растением могла быть одна из лиан со множеством листьев, в тени которых действительно можно укрыться от палящего солнца: клещевина, или колоцит, или даже арбуз.

См. также:

– Книга пророка Ионы (I, 1—16; II, 1—11; III, 1—10; IV, 1—11)



ЧУДЕСА БОЖИИ : метки: , , , : автор: Иерей Михаил Браверман : дата: 08.10.13 : 581 : ID записи: 780

      - Иона Одесский (Игнатенко). Беседа со старцем.
      - Иона Одесский (Игнатенко): предсказание о Русском царе после войны!
      - Иона Одесский (Игнатенко). Воспоминания духовных чад.
      - Проповедь священномученика Сергея Мечева: В нашей жизни есть два пути: путь жизни и путь смерти
      - Какие псалмы читать во всех нуждах? (Указатель псалмов, читаемых в различных нуждах)
      - Протоиерей Константин Кобелев о сбывшемся пророчестве про Украину
      - Предсказание и пророчества старцев о войне на Украине (Третья Мировая Война начинается)
      - Пророчество старца Ионы Игнатенко о Третьей Мировой Войне. Иона Одесский.
      - Пророчества монаха старца Ионы о мировой войне и Царе в России
      - Батюшка Иона Одесский (Игнатенко) монах, старец
      - Поля тюльпанов в Нидерландах
      - Дорогая истинная любовь (старец Паисий Святогорец)
      - Схиархимандрит ИОНА (ИГНАТЕНКО), духовник Свято-Успенского мужского монастыря.
      - Тайны Мертвого моря
      - Монастырь святого Михаила (Skellig Michael) в Ирландском море
      - СОВЕТЫ СТАРЦА ИУСТИНА ПЫРВУ († 16 ИЮНЯ 2013 ГОДА)
      - “И воды сделались кровью …” в Азовском море вода покраснела, как кровь

Обсудить:


2 × 9 =

  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА 2509
  • АПОКРИФЫ 91
  • ВИДЕО ФИЛЬМЫ 242
  • ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ 171
  • ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ 596
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ 156
  • ЛЕКЦИИ ОСИПОВА А. И. 1
  • МИРОВОЙ ЗАГОВОР 159
  • МОЛИТВЫ 7
  • ПАЛОМНИЧЕСТВО 29
  • ПОЛИТИКА 91
  • ПРОРОЧЕСТВА 147
  • СКАЗАНИЯ И ИСТОРИИ 175
  • ТРАПЕЗА ПРАВОСЛАВНАЯ 82
  • ФОТО ОТЧЁТЫ 485
  • ЧУДЕСА БОЖИИ 23
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 54
  • КОНТАКТЫ
  • ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
  • православные знакомства Светелка
    2012 сopyright © "Храни Веру - православный сайт"
    публикаций: 2509 обсуждений: 751 скорость: 1.514 запросов: 113