Русь Святая, храни веру Православную!
ПОИСК:
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)

присоединиться к группам: на ОДНОКЛАССНИКАХ и ВКОНТАКТЕ
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)


Когда турки-османы завоевали Константинополь в 1453 году, то, что они увидели перед своими глазами, очаровало их. В их руках находился крупнейший собор мира, собор Святой Софии. Построенный в VI веке императором Юстинианом храм Божьей Мудрости, побывав христианским собором и мечетью, а позже став музеем, повлиял на ход развития мировой архитектуры, создал шаблон для турецких мечетей и сформировал облик современного Стамбула, невзирая на землетрясения, революции и войны.

Задолго до поездки в Стамбул, ещё в годы моего юношества, я увлекался историей древнего Киева, в особенности архитектурой времён Киевской Руси. Я читал книги и разбирал чертежи церквей, сравнивал оформление и по кладке определял возраст храма. Тогда же во мне зародилась особенная любовь к Софийскому собору в Киеве. На то время это был крупнейший собор на Руси.

Название, Святая София Киевская, по аналогии с Ая София, указывает на амбиции киевских князей соревноваться в демонстрации богатства с византийским императором. Две главные улицы града Ярослава в Киеве были построены по древнеримской схеме, заимствованной из Константинополя. На их пересечении возвышался самый главный собор государства, 13-главый собор Божьей Мудрости Софии. Великий Князь проводил все возможные архитектурные параллели между своей столицей и Царьградом, Константинополем.

Я много десятков раз бывал внутри Софийского собора и знал наизусть каждую мозаику. Когда-то, от любопытства и избытка свободного времени, я даже водил по собору нелегальные экскурсии. (Это вскоре заметили сотрудники музея и попросили меня больше там не появляться.) Раз киевская София была построена под влиянием константинопольской Софии византийскими мастерами, то последняя должна быть похожей на первую, только в разы больше. Так думал я перед тем, как побывал в Стамбуле. Как же я заблуждался!

Ая София совершенно, абсолютно, совсем, никак не похожа на Софийский собор в Киеве. Между двумя невозможно провести стилистическую параллель. Киевская София на 500 лет моложе стамбульской (ей «всего» 1000 лет), она заканчивается 12 малыми главами и одним высоким отдельно стоящим куполом, по размерам она в разы меньше, древняя кирпичная кладка была обнажена и здание не сдавливали наружные контрфорсы. А, самое главное – центральный купол удерживали толстые несущие опоры.

В Ая София всё иначе. Само по себе помещение настолько огромно, что колонны, какими бы толстыми они ни были, кажутся стройными. Благодаря огромному числу мелких окошек на всех четырёх стенах и подкупольном барабане, здание наполнено светом. Высокие и широкие окна, в отличие от древнерусских храмов, застеклены, поэтому с улицы в помещение попадает много света. На Руси стекло не использовалось, вместо него узкие оконные проёмы закрывали ставнями с узкими вставками из полупрозрачных материалов.

Стены в Ая Софии частично выложены золотой мозаикой. Нужно помнить, что после завоевания Константинополя турками-османами собор был превращён в мечеть и все изображения святых были либо уничтожены, либо замазаны штукатуркой. Часть изначальных мозаик удалось восстановить в рамках реконструкций XIX и XX веков, но многое было потеряно окончательно. Был ли весь храм изначально покрыт мозаиками, мне неизвестно. Знаю только, что потолки на хорах второго яруса ещё недавно были покрыты мозаиками, которые погибли от землетрясения 1894 года.

Белый мраморный пол зрительно увеличивает пространство собора. Боковые нефы небольшие и, в отличие от древнерусских соборов, тоже наполнены светом. От главного нефа они отделены группами мраморных колонн. На втором ярусе, на южных хорах находится один из самых узнаваемых православных образов – мозаика Деисус. Она была выполнена в 1261 году после возвращения собора от католической к православной церкви. Большая часть мозаики была утеряна, но даже на остающемся фрагменте видно, как далеко ушла византийская иконопись XIII века от тех плоских безэмоциональных изображений святых к объёмной передаче складок ткани, тени и морщин, первый шаг к эпохе Возрождения в искусстве. На Руси тоже наблюдалась эта тенденция, хотя со строительства Михайловского Златоверхого собора в Киеве в XII веке мозаика окончательно перестала использоваться в оформлении храмов.

Над императорскими вратами, главным входом в собор, расположена мозаика, на которой император Лев VI Мудрый преклоняется перед Иисусом, восседающем на троне. Над боковым выходом из собора сохранилась ещё одна удивительная мозаика. На ней изображены император Константин, основатель города, и император Юстиниан, создатель современного собора.

В остальном, в соборе Ая София прослеживается та же мозаичная программа, что и в Киевской Софии. В апсиде над бывшим алтарём изображена Богоматерь “Оранта”, на парусах под барабаном частично сохранились изображения четырёх евангелистов. Внутренняя сторона купола исписана арабской вязью, а в самом центре купола написано что-то из Корана. Возможно, раньше на этом месте была фреска Иисуса Пантократора, искупающего грехи. Этот сюжет часто встречается на куполах в византийских храмах.

Купол Ая София поистине завораживает. Снаружи конструкция храма кажется грузной. При взгляде на Святую Софию снаружи вообще трудно назвать здание «красивым». Современное европейское представление о красоте предполагает симметрию, в некой степени утончённость, продуманность каждой детали. Здание Софии, напротив – грузное, тяжёлое, массивное. Две пары контрфорсов, поддерживающих купол, сильно выделяются вперёд, выполнены грубо и, кажется, заслоняют само здание.

Но именно эта массивная конструкция, в которой функциональному уделена первостепенная роль, позволяет удерживать купол огромного диаметра, создавая в интерьере ощущение необычайной лёгкости. Вправду, я не нахожу слов, которыми я мог бы описать первое чувство, которое возникает, как только входишь в главный зал собора. Это говорили и писали сотни тысяч людей до меня: кажется, будто купол парит в воздухе.

Когда Константинополь пал, главный собор города стал его главной мечетью. К зданию были пристроены четыре минарета, по одному на каждом углу здания. Вся христианская символика была спрятана, мозаики заштукатурены. Вместо алтаря появился миграб, указывающий путь к Мекке. У входа в собор появились две алебастровые урны из Пергамона.

То ли европеизация Османской империи, то ли какое-то другое внутреннее событие подтолкнуло султана провести в XIX веке первую реставрацию собора. Тогда же были вскрыты часть мозаик. Недостававшие детали дорисовывались. К новым для османской империи работам были привлечены два брата-реставратора из Швейцарии Гаспаре и Джузеппе Фоссати. Найденные ими под слоем штукатурки мозаики были тщательно задокументированы, но сразу после обнаружения снова закрашены, как того требовали правила ислама.

С приходом Ататюрка к власти в Турции мечеть Ая София была закрыта и превращена в музей. 15 лет в ней проводились научные и реставрационные работы. В 1935 году музей был открыт. Общественность впервые с 1453 года могла увидеть Святую Софию не в исламском оформлении, но и не в христианском. Часть исламского декора осталась. В частности, на стенах остались висеть медальоны с цитатами из Корана.

Святая София – очень уязвимый памятник архитектуры. Много раз здание страдало от землетрясений, от недостаточного ухода медная крыша дала трещины, возрастание уровня подземных вод привело к росту влажности внутри собора, что плохо сказывается на сохранности мозаик.

После захвата Константинополя и переименования его в Стамбул почти все церкви были превращены в мечети. Но одного превращения Ая Софии султану показалось недостаточным. Живя в непосредственной близости от собора, султан регулярно смотрел на его размеры, замечательный купол, необычную форму и думал о том, чтобы оставить после себя такой же след. По приказу султана Ахмеда I в конце ипподрома, то есть в 500 метрах к югу от Ая София скоро возник памятник турецкой архитектуре, Голубая мечеть. Её форма, расположение и, главное – купол, были заимствованы из стоящей напротив Софии.

Если султан хотел построить что-то, более великое чем Ая София, ему это вряд ли удалось. Но он создал образец нового искусства, пример того, как инородные традиции, исламское вероисповедание впитали в себя христианское церковное зодчество, науку об архитектуре и тысячелетние инженерные наработки. Новая мечеть стала вторым самым узнаваемым зданием Стамбула и заложила камень в основу оформления всех последующих турецких мечетей.

Главным архитектором Голубой Мечети стал ученик архитектора Синана, Мехмет Аа. Уроженец албанского города Эльбасан, он попал в Стамбул как янычар. После окончания шестилетнего курса обучения он переквалифицировался как инкрустатор дерева, а спустя много лет стал заместителем архитектора Синана, главного архитектора султана и самого знаменитого турецкого зодчего. Ему султан Ахмед I поручил строительство новой мечети.

Перед началом работ над мечетью Султана Ахмета Мехмет Аа детально изучил Ая София, чтобы выяснить, что позволяет удерживать зданию купол столь большого диаметра. Он также понял, что для создания ощущения воздушности здание необходимо наполнить светом, а в подкупольном барабане прорубить окна. Для того, чтобы здание не казалось излишне громоздким, несмотря на свои размеры, Мехмет Аа выбрал ту же композицию, как и у Святой Софии. Все эти идеи архитектор черпал у собора, которому на тот момент исполнилось 900 лет.

Главный вход в мечеть скрыт от улицы квадратным двором с галереей по периметру, свойственному всем мечетям. В центре этого двора расположен фонтан для омовения, шадирван. Перед входом в мечеть мусульмане омывают руки по локоть, шею, уши, лицо и ноги, чтобы молиться с чистым телом и чистой душой.

Уникальной особенностью Голубой Мечети является наличие сразу шести минаретов. Существует легенда, согласно которой архитектор Синан ошибочно истолковал приказ султана построить минареты из золота (алтын) и построил взамен шесть минаретов (алты). Это противоречило традиции о том, что шесть минаретов может иметь лишь мечеть в Мекке. Чтобы избежать скандала, султан подарил меккской мечети ещё один минарет, ловко решив международный казус.

Строительство мечети по образу и подобию Ая Софии повлияло на поколения архитекторов от Албании до Кавказа. Во всей Османской империи мечети строились по одному и тому же принципу: центральный купол над главным нефом, нартекс со стороны входа и галерея с наружной стороны. Таким образом, можно сказать, что Святая София, ставшая прообразом Голубой Мечети, изменила ход развития исламской архитектуры и стала образцом для подражания для турецких мечетей.

Ая София была построена в 537 году после разрушения предыдущего собора в восстании Ника. Император Юстиниан готовился отречься от престола и сбежать из столицы. Если бы не настойчивое вмешательство его жены, мы не получили бы кодекс Юстиниана и Ая Софию. Юриспруденция и архитектура восточной, юго-восточной Европы и Малой Азии развивалась бы, возможно, по другому пути. Своим намерением сохранить корону император Юстиниан воздвиг себе памятник на бумаге и памятник из камня – два долговечных и совершенно незаменимых памятника в человеческой истории. Благодаря амбициям султана Ахмеда I Стамбул приобрёл ещё одно архитектурное сокровище спустя 1000 лет после этого и продолжил традицию византийского зодчества в новой ипостаси.

Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)
Собор Святой Софии и Голубая мечеть (Стамбул)


ФОТО ОТЧЁТЫ : метки: , , , , , , , , , , , , , , , , : дата: 08.02.13 : 1,751 : ID записи: 7255

      - Cобор Святой Софии, Стамбул, Турция.
      - Последнее пророчество Даниила. Падение Турции. Предсказание из церковно-славянской рукописи!
      - Курбан-байрам в Москве, 2014
      - Израиль обвинили в попытке построить храм на Храмовой Горе в Иерусалиме
      - В ближайшие 20 лет ислам станет доминирующей религией в Европе
      - Новгородская церковь Ильи Пророка на Славне – старейшее жилое здание в России
      - Собор Святой Софии. Стамбул
      - Кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы в Анадыре (Чукотка)
      - Экскурсия в Собор Святого равноапостольного Князя Владимира в Херсонесе
      - Собор Василия Блаженного (Покровский собор), Москва, Россия
      - Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, Россия (20 фотографий)
      - Успенский собор. Москва
      - Иерусалим – священный город для евреев, мусульман и христиан.
      - Успенский собор во Владимире, Россия
      - Смольный собор будет передан Русской Церкви (Василий Кичеджи)
      - Софийский собор. Киев
      - Свято-Никольский женский монастырь. Переславль-Залесский.

Обсудить:


4 × 1 =

Добавить Статью
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА 2614
  • АПОКРИФЫ 93
  • ВИДЕО ФИЛЬМЫ 256
  • ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ 179
  • ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ 612
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ 157
  • ЛЕКЦИИ ОСИПОВА А. И. 2
  • МИРОВОЙ ЗАГОВОР 164
  • МОЛИТВЫ 7
  • ПАЛОМНИЧЕСТВО 37
  • ПОЛИТИКА 92
  • ПРОРОЧЕСТВА 147
  • СКАЗАНИЯ И ИСТОРИИ 182
  • ТРАПЕЗА ПРАВОСЛАВНАЯ 82
  • ФОТО ОТЧЁТЫ 512
  • ЧУДЕСА БОЖИИ 26
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 66
  • КОНТАКТЫ
  • ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
  • православные знакомства Светелка
    семья православие старец храм третья мировая война Паисий Святогорец Китай рецепт Крым вода фото лекция царь деньги наставления болезнь история Ватикан предсказания Майдан Евангелие картины красота Янукович библия монах календарь Евреи Франциск Израиль Барак Обама Русь ислам Пасха патриарх Крымск христианство война РПЦ Патриарх Кирилл мученик природа экономика Последние времена собор Соловки Америка праздник Украина художественный фильм Москва США Россия христиане Апокалипсис Кирилл папа Римский смерть армия антихрист Путин Церковь предсказание Конец Света Галина Царева дети дерево кот монастырь жизнь католики Сирия животные Киев Афон вера 2012
    2012 - 2017 сopyright © "Храни Веру - православный сайт"
    публикаций: 2614 обсуждений: 774 скорость: 1.629 запросов: 112