Русь Святая, храни веру Православную!
... запечатлены те, которые хранили веру, как сокровище 3 Ездры 6:5
ПОИСК:
О погребении по старому обряду

О погребении по старому обряду


Присоединиться к группам ВКонтакте и Одноклассники

Добротность и основательность старого обряда особенно проявляется в сфере, связанной с кончиной человека. Здесь контраст с тем, как это обычно проходит, особенно отчетливо заметен.

Я даже думаю, что одна из причин тревожной демографической ситуации заключается в том, что в таком важном деле проявляется небрежность и поспешность. Тем самым уничижается ценность человеческой личности, пусть даже по отношению к его “мощам” (так в старых книгах именуется тело усопшего).

Хочу поделиться тем, как в нашем храме проходят проводы члена общины “в путь всея земли”.

… Поступило сообщение о кончине кого-либо из членов нашей общины. Как правило, это мое духовное чадо. Естественно, если он серьезно болел, о нем усердно молились, оказывали помощь, его соборовали и причащали. В час предсмертного изнеможения над ним читался канон на исход души.

Этот канон исполнен великого покаяния и мольбы о милости, которые особенно потребны в смертный час.

Если случится, что христианин испустит дух еще во время чтения канона, то он дочитывается тогда с заупокойным запевом: «Покой Господи душу усопшаго раба Твоего, имя рек» (или: «усопшия рабы Твоея, имя рек»); после «Достойно» и «Трисвятого» канон завершается тропарями и молитвами заупокойного канона.

Этот канон читается как священниками, так и мирянами в отсутствии священника.

Старший помощник при отпевании разворачивает бурную деятельность: оповещает всю общину о кончине ее члена, консультирует родных и близких усопшего как приготовить его к погребению, организовывает чтение Псалтыри об усопшем. Сообщает родственникам о том, что желательно заказать по усопшему сорокоуст, а в 9-й и 40-й день и в годовщину смерти – панихиду. Говорит о том, как омывать тело усопшего. О том, как одевать усопшего, как полагать его во гроб. Советует родственникам, чтобы в ночь, накануне отпевания, тело было в храме (в зимнее время – в звоннице).

Настойчиво отговаривает от кремирования, если таковое планируется. В гроб на усопшего полагается только крест, если родственники положат иконку, не противиться, но в храме иконку не оставлять.

Обговаривает с родственниками о необходимости установки восьмиконечного креста на могиле.

Если усопший мужского пола, сразу предупреждает родственников и сотрудников морга о том, чтобы ему не брили бороду. Руки усопшего складывают крестообразно на груди (правую поверх левой), а пальцы обеих рук – как для крестного знамения, по древлеправославному обычаю. Между средним и безымянным пальцем левой руки полагается новая лестовка – таким образом, как принято ее держать на молитве.

Наверху крышки гроба нашивают восьмиконечный крест.

Согласно толкования блаженного Симеона, погребальный покров означает, что покойный находится под покровом (т.е. защитой) Христа и Его св. Церкви. Уместно вспомнить здесь и слова пророка Давида: «…покрыю и, яко позна имя Мое» (Пс. 90).

Если гроб стоит ночью в звоннице, то в храм он переносится после литургии. Перед звонницей совершается лития, и с пением и погребальным звоном тело переносится в храм.

По правую сторону от гроба на аналой перед началом отпевания полагается икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем.

Свечи в руках молящихся возжигаются после «Приидите, поклонимся…» На подсвечниках горят все свечи.

Перед началом отпевания священник читает две молитвы “над скончавшимся мирянином”, молитвы на кутью и кадило. После заупокойной ектеньи читается 17-я кафизма, а чаще всего (из-за ограниченности времени) поются избранные стихи из нее. Кафизма разделяется на две статьи, на каждой из которых совершается полное каждение храма (кроме алтаря, т.к. царские врата закрыты). Припев к стихам первой статьи: “Помяни Господи душу раба Своего”, а ко второй: “Упокой Господи душу раба Своего”. Содержание заупокойных текстов глубоко трогательно и назидательно. Приведу некоторые из них:

“Господи вечных Твоих благ сподоби преставльшагося от нас, и упокой его в нестареющемся блаженстве Твоем”.

“Тем же возлюбленная моя братия, разумевше краткую нашу жизнь, преставленному покоя от Христа просим, и душам нашим велию милость”.

“Человецы, что всуе мятемся, путь краток есть имже тецем, дым есть житие се, пара и персть и пепел, вмале является, и вскоре погибает”.

“Егда словом Твоим предстанем, нелицемерному Ти судищу Господи, не осуди Спасе в Тя веровавших, вси бо согрешихом, но Тебе не отступихом”.

“Плачуся и рыдаю, егда помышляю смерть. Видех бо во гробех лежащую, еже по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну и безславну, не имущу видения ни доброты”.

Вместо заупокойного канона поются (чаще их читают) заупокойные стихиры на 8 гласов. Перед каждой из стихир поется запев “Покой Господи душу усопшаго раба Твоего”.

Перед прощанием священник произносит краткое прощальное слово и в последний раз благословляет усопшего. После возглашения вслух «Господу помолимся» читает разрешальную молитву втай «Бог милосердный» и “влагает ю в руце умершему”.

Перед пением стихир на целование все одновременно делают 3 поклона со следующими словами прощения: “Дорогой раб Божий (или раба Божия), имярек, прости меня Христа ради во всем и за все” (крестное знамение, земной поклон); “А тебя Бог простит и благословит” (крестное знамение, земной поклон. Лобзание в венчик); “Аще имаши дерзновение, помолися о мне грешнем (или грешней) ко Господу Богу” (крестное знамение, земной поклон). Если есть возможность, то поклоны с этими словами можно делать, подходя ко гробу, парами.

При пении стихер сначала священник с дьяконом, потом родные и все молящиеся чинно (женщины вслед за мужчинами) по два в ряд, подходят к иконе Божией Матери с правой стороны гроба. Каждый совершает два поклона в пояс, затем поочередно целуют образ Спаса в правую ножку, а образ Богородицы – в правую руку и полагают еще по одному земному поклону. Все прикладываются ко кресту на груди усопшего, а близкие родственники ещё и к венчику. После того, как все попрощаются, священник закрывает саваном лицо усопшего и покрывало на нём. Далее он возливает масло, которое осталось после последнего соборования или берёт его из семисвещника. Масло возливается в форме восьмиконечного креста с троекратным пением “Аллилуия”, после чего произносятся слова: “Господня земля и исполнения ея”.

После заключительной литии при погребальном звоне (“переборе”) снимают гроб со стола и несут к выходу из храма, впереди несут икону с Распятием Господа и крышку от гроба. Как только автобус с гробом тронулся, раздается краткий трезвон колоколов.

На кладбище, если прощание было в храме, идти в том же порядке, как и при выходе из храма с пением «Святый Боже…», а если прощание будет ещё и на кладбище, певцы поют (или читает чтец) стихеры «Зряще мя безгласна…» При прощании приоткрывается только покрывало на уровне лица.

После того, как гроб будет опущен в могилу, священник в головах читает “молитву разрешению”. В её тексте есть такие слова: “Прощаю тя и аз, отец твой духовный, имя рек, чадо мое духовное, имя рек, да будеши прощен в сем веце и в будущем, егда приидет Праведный Судия Христос Бог наш, хотяй судити живым и мертвым, и воздати комуждо по делом его”. “И взем иерей лопату, сыплет землю на гроб крестообразно, глаголя: “Вся от земли, и вся в землю посылаеши Господи, душу раба Своего, юже прият, со святыми покой”. Затем бросает 3 раза землю на гроб и все за ним по отдельности. После этого 15 поклонов (“Покой Господи…”). Делаются исходные поклоны и затем приём кутьи. Кутья кладется в левую руку 3 раза. Каждая порция принимается отдельно. Перед принятием кутьи и после, каждый индивидуально делает 15 поклонов (“Покой Господи…”).

Поминальная трапеза совершается по уставу. Родственники заранее предупреждаются относительно пищи на данный день, о необходимости исключения мяса и спиртного на поминальной трапезе.

Устав поминального обеда

Перед поминальным обедом моление обычное: «Отче наш…», а по молитве Исусовой (трижды) священник: трижды заупокойный тропарь с 15-ю поклонами: «Покой Господи…» Перед началом трапезы хозяйка стола приглашает молящихся к столу со словами «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас». Священник: «Аминь». Хозяйка: «Питайтесь Христа ради» (тоже повторяется перед принятием каждого блюда – ориентироваться на священника).

Текст для всех читает настоятель 3 раза перекрестившись со словами: «Покой Господи душу усопшего (ия) раба (ы) своего (ея), имя рек». «Блаженное утешение рабу (е) твоему (ей), имя рек. «Вечный покой, вечный покой, вечная память».

По окончании обеда хозяйка говорит: «Питались во славу Божию раби Христовы». Священник: «Аминь». Все трижды крестятся. Священник звонит в колокольчик. Все встают из-за стола. Священник: «За молитв…» Поется: «Слава и Ныне. Глас 6-й «Содетелю и Творче. Зиждителю, Избавителю, ослаби, отпусти Христе Боже, и душу его (ея) помилуй. Егда хощеши испытати, тогда пощади Милостиве и прими душу его (ея) Владыко, сведый тайная». Далее: «Достойно есть…” и прочее.

По окончании чтения на трапезе собравшиеся делятся воспоминаниями об усопшем.



ЭНЦИКЛОПЕДИЯ : метки: , , , , : автор: Игумен Кирилл (Сахаров) : дата: 17.02.14 : 310 : ID записи: 5614

Обсудить:


× 4 = 16

Добавить Статью
вступай в группы:
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
АПОКРИФЫ
ВИДЕО ФИЛЬМЫ
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ
ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
ЛЕКЦИИ ОСИПОВА
МИРОВОЙ ЗАГОВОР
МОЛИТВЫ
ПАЛОМНИЧЕСТВО
ПОЛИТИКА
ПРОРОЧЕСТВА
СКАЗАНИЯ, ИСТОРИИ
ТРАПЕЗА
ФОТО ОТЧЁТЫ
ЧУДЕСА БОЖИИ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
КОНТАКТЫ
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
православные знакомства Светелка
вера Паисий Афонский хлеб европа рецепт Афон Патриарх Кирилл художественный фильм предсказание папа Римский антихрист фильм наставления царь католики храм православие Кирилл деньги Константинополь революция вода Ватикан Россия Андрей Кураев Киев Документальный фильм США Соловки дети Евангелие Янукович предсказания собор библия Крымск Крым Путин пророчества дерево пост животные третья мировая война Майдан Галина Царева христианство старец армия Украина война календарь Израиль Паисий Святогорец Сирия РПЦ природа УЭК жизнь фото семья христиане Франциск Америка праздник Китай патриарх экономика Последние времена Русь смерть Пасха Церковь красота кот Апокалипсис монастырь Бенедикт XVI Барак Обама болезнь картины мученик мусульмане 2012 ислам Москва Евреи кошка монах лекция история Конец Света
2012 - 2018 сopyright © "Храни Веру - православный сайт" зап.90