Русь Святая, храни веру Православную!
ПОИСК:
Смесоипостасная икона «Святая Троица»

присоединиться к группам: на ОДНОКЛАССНИКАХ и ВКОНТАКТЕ
Смесоипостасная икона «Святая Троица»


Данные изображения – весьма характерные для западной Европы 13-16 вв иконописные изображения святой троицы. В Европе были признаны “еретическими и кощунственными” в 1628 году папой Урбаном 8. Были подобные иконы и в России.

В западноевропейском искусстве X—XVI вв. встречаются изображения Св. Троицы в виде трех совершенно одинаковых фигур с ликом Иисуса Христа, иногда восседающих на одном троне. Несмотря на запрет изображения Св. Духа в облике человека, художники, вероятно, стремились подчеркнуть сходство Отца, Сына и Духа, что связано с укреплением понятия “филиокве” (лат. filioque — “и Сына”) об одновременном исхождении Св. Духа от Отца и Сына. Это понятие отстаивал Карл Великий, король франков (768—814), на церковных соборах в Эксе и Франкфурте.

Догмат сформулирован на соборе в Толедо в 589 г. и утвержден Папой Римским Николаем I в 860 г. Трехликие изображения были запрещены в XVI в. Тридентским собором (см. трентино) и повсеместно уничтожались. Запреты повторялись в 1628 и 1745 гг. В восточной церкви их распространение, вероятно, связано с текстом “Видение Св. Петра Александрийского”. В ортодоксальной (православной) догматике принята формула: все наделено бытием от Отца через Сына и существует в Духе, ибо получает от него жизненную целостность.

“Иконографический мотив трехликой Троицы обычно предполагает изображение Христа с совмещенными изображениями его лица анфас и в трехчетвертном повороте вправо и влево. Впервые зафиксирован в стенописях притвора церкви св.Климента в Охриде (1295) и в фресках черногорской церкви Рождества Богородицы в Матейче (около 1360 года). В Западной Европе известен с 15 до 18 века, несмотря на неоднократные запрещения этого образа”.

Самые необычные иконы «Святой Троицы» – смесоипостасные. Слово «ипостась» означает сущность бытия или форму, способ его проявления. Название «смесоипостасная» дано потому, что лики Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа на иконе не отличаются друг от друга. Все лица сведены в один образ: глаза центрального лика принадлежат одновременно ещё двум, расположенным справа и слева. Неизвестный иконописец стремился таким образом выразить единство, неразделимость Святой Троицы.

Смесоипостасная икона «Святая Троица» – большая редкость, хотя так было не всегда. Те, что сохранились до наших дней, датируются 17-18 веками. В 18 веке Священный Синод (государственный орган управления церковью) запретил такие изображения, что косвенно свидетельствует об их распространении в то время. В результате до нас дошли иконы, хранившиеся далеко от столиц.

Более древние изображения троицы (12-13 век) отличаются от этих несколькими моментами. Троица имеет одно туловище и 3 головы, после сие дело “мутировало” в одно тело, одна голова, но три разные лика. Но в итоге все дело пришло к одному триединому лику.

———————————–

В западноевропейском искусстве X—XVI вв. встречаются изображения Св. Троицы в виде трех совершенно одинаковых фигур с ликом Иисуса Христа, иногда восседающих на одном троне. Несмотря на запрет изображения Св. Духа в облике человека, художники, вероятно, стремились подчеркнуть сходство Отца, Сына и Духа, что связано с укреплением понятия “филиокве” (лат. filioque — “и Сына”) об одновременном исхождении Св. Духа от Отца и Сына. Это понятие отстаивал Карл Великий, король франков (768—814), на церковных соборах в Эксе и Франкфурте. Догмат сформулирован на соборе в Толедо в 589 г. и утвержден Папой Римским Николаем I в 860 г. Трехликие изображения были запрещены в XVI в. Тридентским собором (см. трентино) и повсеместно уничтожались. Запреты повторялись в 1628 и 1745 гг. В восточной церкви их распространение, вероятно, связано с текстом “Видение Св. Петра Александрийского”. В ортодоксальной (православной) догматике принята формула: все наделено бытием от Отца через Сына и существует в Духе, ибо получает от него жизненную целостность.

Одна из подобных икон была подарена Екатерине 2. Она передала ее на рассмотрение Синода и синод их так же запретил, как не отвечающим канону.

Дополнение по теме

“Иконографический мотив трехликой Троицы обычно предполагает изображение Христа с совмещенными изображениями его лица анфас и в трехчетвертном повороте вправо и влево. Впервые зафиксирован в стенописях притвора церкви св.Климента в Охриде (1295) и в фресках черногорской церкви Рождества Богородицы в Матейче (около 1360 года). В Западной Европе известен с 15 до 18 века, несмотря на неоднократные запрещения этого образа”.

Самые необычные иконы «Святой Троицы» – смесоипостасные. Слово «ипостась» означает сущность бытия или форму, способ его проявления. Название «смесоипостасная» дано потому, что лики Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа на иконе не отличаются друг от друга.

Все лица сведены в один образ: глаза центрального лика принадлежат одновременно ещё двум, расположенным справа и слева. Неизвестный иконописец стремился таким образом выразить единство, неразделимость Святой Троицы.

Смесоипостасная икона «Святая Троица» – большая редкость, хотя так было не всегда. Те, что сохранились до наших дней, датируются 17-18 веками. В 18 веке Священный Синод (государственный орган управления церковью) запретил такие изображения, что косвенно свидетельствует об их распространении в то время. В результате до нас дошли иконы, хранившиеся далеко от столиц.

И еще от себя добавлю. Более древние изображения троицы (12-13 век) отличаются от этих несколькими моментами. Троица имеет одно туловище и 3 головы, после сие дело “мутировало” в одно тело, одна голова, но три разные лика. Но в итоге все дело пришло к одному триединому лику.

Смесоипостасная икона «Святая Троица»
Смесоипостасная икона «Святая Троица»
Смесоипостасная икона «Святая Троица»
Смесоипостасная икона «Святая Троица»
Смесоипостасная икона «Святая Троица»
Смесоипостасная икона «Святая Троица»
Смесоипостасная икона «Святая Троица»
Смесоипостасная икона «Святая Троица»
Смесоипостасная икона «Святая Троица»
Смесоипостасная икона «Святая Троица»


ФОТО ОТЧЁТЫ : метки: , , , , , : дата: 20.01.18 : 3,812 : ID записи: 3901
Одно обсуждение:

Ирина Лапшина: 25.12.2013 в 17:30: 1

А кто эта царица ?


Обсудить:


× 3 = 9

Добавить Статью
вступай в группы:
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА 2626
  • АПОКРИФЫ 93
  • ВИДЕО ФИЛЬМЫ 260
  • ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ 179
  • ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ 613
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ 159
  • ЛЕКЦИИ ОСИПОВА А. И. 2
  • МИРОВОЙ ЗАГОВОР 164
  • МОЛИТВЫ 7
  • ПАЛОМНИЧЕСТВО 37
  • ПОЛИТИКА 92
  • ПРОРОЧЕСТВА 148
  • СКАЗАНИЯ И ИСТОРИИ 182
  • ТРАПЕЗА ПРАВОСЛАВНАЯ 82
  • ФОТО ОТЧЁТЫ 513
  • ЧУДЕСА БОЖИИ 26
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 69
  • КОНТАКТЫ
  • ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
  • православные знакомства Светелка
    Документальный фильм вода предсказания собор монастырь мученик Москва жизнь христианство Андрей Кураев библия лекция Янукович православие деньги папа Римский Соловки США наставления Церковь католики революция Израиль красота монах кот ислам армия художественный фильм хлеб Крым Апостол календарь природа семья животные царь Евреи Украина Пасха война храм 2012 РПЦ Последние времена экономика дети патриарх старец смерть мусульмане Галина Царева Путин христиане Паисий Афонский пророчества антихрист история Русь Россия УЭК рецепт Евангелие третья мировая война Сирия Барак Обама Китай Бенедикт XVI Кирилл Патриарх Кирилл болезнь фильм картины кошка Америка Киев Константинополь европа Майдан Афон дерево вера предсказание фото Франциск Ватикан Конец Света Паисий Святогорец Апокалипсис Крымск праздник
    2012 - 2018 сopyright © "Храни Веру - православный сайт"
    публикаций: 2626 обсуждений: 778 скорость: 0.401 запросов: 94