Русь Святая, храни веру Православную!
ПОИСК:
ОТЕЦ НИКАНДР. Из цикла «По Руси».

присоединиться к группам: на ОДНОКЛАССНИКАХ и ВКОНТАКТЕ
ОТЕЦ НИКАНДР. Из цикла «По Руси».


Отец Никандр был простец. Человек из той среды, о которых говорят: «от сохи». Мир для него был устроен просто. Не имея лукавства и лжи, он на всё смотрел правдивыми глазами. Солнце светит – потому греет, начальство поставлено – потому надо его слушать.

Жизнь его была трагична. Из крестьянской семьи он поступил послушником Кирилло-Белозерского монастыря, где после нескольких лет испытаний был пострижен в монахи. «Я тогда только первое послушание получил, сразу после пострига, – говорил отец Никандр, – как приехали закрывать монастырь. Мое послушание было уход за старым иеромонахом».

Ночью всех игуменов и иеромонахов загрузили в бортовые машины, лежачих стариков передавали на руках, заперли борта и увезли в неизвестном направлении. Монахи плакали, прощались друг с другом, с монастырем. Никандр вслед за своим поднятым старцем тоже было залез в кузов, но его стащили и сказали, чтоб убирался и не лез. Больше Никандр из братии никогда никого не видел.

Монастырь опустел в одночасье. Перед храмом во мраке ночи ошарашенно ходило около десяти послушников и двое-трое молодых монахов. Растерянно они разбрелись по кельям.

Так жили еще почти неделю. Потом приехало из области начальство и объяснило, что религии больше не будет, монахов тоже, монастыри все закрыты, в храмы ходить запрещено, попов всех посажали в тюрьмы, теперь всё будет по справедливости и без обмана. «А вы – парни молодые, женитесь, заводите детей, мы вам поможем устроиться на работу».

Стал Никандр рабочим. Жениться не хотел, но начальство говорило: «Надо!» Года через четыре уступил, стал жить «с женой по закону», то есть раcписанный в ЗАГСе. Родилась дочь. Лет через пять довелось ему «по работе» поехать в Ярославль; глядь – а там церковь стоит, не закрытая, служит, и батюшка есть. «Значит, есть монастыри, – подумал Никандр. – Даже если нет, то перееду поближе к церкви». И переехал.

Дочь пошла в школу. «Жена» всегда работала. Никандр сам стал воспитывать дитя, учил шить, варить, водил в храм на причастие. Только вот не хотела она в храм идти: уж больно длинные там службы. Он взял ее да постегал, а она всё рассказала учительнице.

Жена не была против, когда ребенка забирали: «Всё равно ее кормить нечем, а государство еще лучше ее воспитает».

Остались Никандр с женой вдвоем. Тяжела ему была «семейная жизнь». «Жена» о Боге слышать не хотела.

Встретил Никандр старого священника, рассказал о своем горьком житии. Тот посоветовал ему нести подвиг. Вот и начал Никандр подвизаться. У него был крохотный домик в Берендеево. Он сделал под ним землянку, выкопал от нее в сторону нору-лежанку в виде буквы «г» и стал так жить. Спал он изогнутый буквой «г», не имея возможности повернуться на другой бок. Эта лежанка-нора была очень узкой. Мой отец знал о ней и даже залезал, чтобы попробовать, как Никандр спит. Говорил, что не только тесно, но и страшно, потому что, забравшись туда, ты потом с трудом вылезаешь. Темно и сыро, «как в гробу». Да и потом постоянный страх, а вдруг земля обвалится.

Он часто приезжал к нам в село на службу. Отец или мама всегда его оставляли погостить. Когда угощали, он ничего не ел. Только пил чай, который привозил с собой. У него был такой специальный чайный набор, какие делали в дореволюционной России. Это серебряная коробочка, в ней отдел для рассыпного чая, отдел для сахара, ложечка, ситечко и порция-мера для заварки. «Благодарю, матушка, – говорил он маме, – вот разве чайку».

Заваривал он всегда сам и пил с сахаром «в прикуску». Всегда сокрушался о своем житии. Однажды со слезами начал рассказывать, что вот если бы теперь начать жить сначала, он бы больше начальство не слушал, да и лучше бы его вместе с братией сослали или расстреляли. «Что скажете, матушка?» – спрашивал он мою маму. Она его утешала, знала, что он постник и подвижник.

В это время под столом, за которым сидел гость, играл маленький ребенок, он только начинал говорить первые слова. Мама испытывала какую-то растерянность, ей хотелось утешить гостя, но как? Она не могла подобрать слов. Вдруг в этой наступившей тишине под столом отчетливо прозвучали слова ребенка: «У Господа на всех милости хватит, и каждый идет своим путем подвига пред Богом».

Никандр поднял палец вверх и сказал: «Слышите, матушка? Да не прогневим мы больше Господа».

Одолев грамоту, он много читал. Это были редкие в те годы душеспасительные книги. Каждый день он прочитывал Евангелие. За прошедшие годы он стал знать его на память. В наше село он приходил пешком. Напрямую из Берендеева, где он жил, было 35 километров. Бывало, после праздничной службы собираются люди домой, все попутчики просят Никандра взять их с собой. Прямого транспорта в ту сторону не было. Отправлялись от храма, перекрестясь, и начинал отец Никандр читать Евангелие. Так идет не спеша группа старушек, а в середине седовласый старец вполголоса наизусть читает Святое Евангелие. Впереди деревни Рушеново, Щербинино, село Алексино. Так постепенно группа уменьшается, каждый идет до своего дома. А последний отец Никандр, ему идти дальше всех.

Конец его был праведным. Как-то заболев, он некоторое время в храм прийти не мог. От Берендеева до села Вашка, где служил мой отец, проехать можно было только окольным путем, преодолев при этом километров пятьдесят. Как раз в это время, когда отец Никандр болел, отца перевели на другой приход в Рыбинск. Никандр об этом ничего не знал. Будучи больным, он заставил себя приехать на пасхальную службу. В это время в храме служил уже другой священник.

Вашкинский храм весьма большой. Построенный в конце XVIII века по проекту Растрелли в маленьком селе числом всего в семь домов, по площади он превосходит Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. В нем четыре придела, скорее не придела, а четыре самостоятельных храма, кроме главного – летнего. Служба на Пасху совершалась в Воскресенском приделе, к которому примыкал придел архангела Михаила.

Уже из Рыбинска, вскоре после Пасхи, наша мама с детьми приехала в Троице-Сергиеву Лавру и здесь, напротив ворот, мы встретили отца Никандра, как раз за неделю до его смерти. «Ой, матушка, – сказал он, – благодать-то какая, ведь на эту Пасху у вас на Вашке два священника служило. Холодно было, меня всё знобит, прихожу я, а там новый священник и народу много. А потом гляжу, а в соседнем Архангельском приделе тоже служба. Я встал в самый перёд. Служил там ваш отец Владимир, радостный такой, потом подошел ко мне, весь в белом, дал мне вот это яйцо, – достав его, Никандр показал маме, – и сказал: “Христос воскресе, отец Никандр! Ты скоро помрёшь, больше мы с тобой в этой жизни не увидимся!” А я ему: “Воистину воскресе!” Он повернулся молча, прочь ушел в алтарь. А после службы мне с ним поговорить-то не довелось, ведь я на первый автобус побежал. Что-то, матушка, он как чудно сказал-то… Я ведь в Лавру приехал по его страшному слову, поговел, хоть и Пасха, исповедался, а сейчас от причастия. Всех простил, может, и меня Господь простит!»

Не знал отец Никандр, что в пасхальную ночь мой отец протоиерей Владимир Недосекин служил Божественную Литургию за двести километров от нашего села в храме святого великомученика Георгия, города Рыбинска Ярославской епархии.

Через неделю отец Никандр скончался.



ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ : метки: , : автор: Протоиерей Павел Недосекин : дата: 03.12.14 : 56 : ID записи: 18046

      - Владимир Путин до президентства
      - “А что я могу сказать тебе, когда ты Бога призываешь?”
      - Судьба Украины и России в предсказаниях 92-летней монахини Нины
      - Православные шутят!
      - ДВЕНАДЦАТЬ «МАЛЫХ» ПРОРОКОВ. ЛЕКЦИЯ 11. Православные просветительские курсы
      - Как отец Феодор к трапезе готовился. Рождественские истории одного уральского монастыря.
      - Легко ли быть послушником
      - Отшельники. Страшный монах.
      - Страдание святой мученицы Ирины, память 16 апреля
      - Светлая звезда схимонашества (Матрона Поликарповна Белоусова, старица Серафима)
      - КАК ОТЕЦ ВАЛЕРИАН С ОСУЖДЕНИЕМ БОРОЛСЯ
      - Память преподобной Анфусы 12 апреля
      - Цена алчности
      - “Для меня Библия – это хлеб” протоиерей Геннадий Фаст
      - ОТКРОВЕНИЕ БОГА О САМОМ СЕБЕ. ЛЕКЦИЯ 9. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ КУРСЫ.
      - Духовенство последних времён. Матушка Кирилла – Уходите из городов!
      - Старец Варсонофий Оптинский (Павел Иванович Плиханков)

Обсудить:


− 3 = 1

Добавить Статью
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА 2602
  • АПОКРИФЫ 93
  • ВИДЕО ФИЛЬМЫ 256
  • ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ 179
  • ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ 611
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ 157
  • ЛЕКЦИИ ОСИПОВА А. И. 2
  • МИРОВОЙ ЗАГОВОР 164
  • МОЛИТВЫ 7
  • ПАЛОМНИЧЕСТВО 34
  • ПОЛИТИКА 92
  • ПРОРОЧЕСТВА 147
  • СКАЗАНИЯ И ИСТОРИИ 182
  • ТРАПЕЗА ПРАВОСЛАВНАЯ 82
  • ФОТО ОТЧЁТЫ 511
  • ЧУДЕСА БОЖИИ 26
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 59
  • КОНТАКТЫ
  • ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
  • православные знакомства Светелка
    Барак Обама праздник третья мировая война 2012 природа дети Евангелие Путин Соловки Конец Света Евреи картины Галина Царева экономика старец патриарх болезнь православие Церковь Украина монастырь вера Майдан Крымск христианство Пасха храм Афон Русь война лекция красота деньги Патриарх Кирилл смерть семья армия Израиль жизнь Америка предсказания США Апокалипсис РПЦ Кирилл Франциск предсказание мученик Россия Киев царь Паисий Святогорец фото христиане дерево Ватикан история рецепт Москва Сирия Китай католики Крым вода папа Римский Последние времена художественный фильм животные библия кошка антихрист ислам монах кот Янукович календарь наставления
    2012 - 2017 сopyright © "Храни Веру - православный сайт"
    публикаций: 2602 обсуждений: 770 скорость: 0.716 запросов: 111