Русь Святая, храни веру Православную!
ПОИСК:
ДАСТ ТЕБЕ ГОСПОДЬ ПО СЕРДЦУ ТВОЕМУ

присоединиться к группам: на ОДНОКЛАССНИКАХ и ВКОНТАКТЕ
ДАСТ ТЕБЕ ГОСПОДЬ ПО СЕРДЦУ ТВОЕМУ


Мне захотелось записать эту историю далекой юности, потому что, слушая ее, я заново пережила чувство, знакомое каждому, кто рано или поздно приходит к Богу: чувство духовной весны. Это время духовного младенчества – такое яркое, полное чудес и ощущения присутствия Божия. Господь совсем рядом, Он так близок, как никогда. Как мать близка младенцу и чутко слышит каждый его вздох, плач, младенческий лепет, тут же откликается на его призывный крик и утешает, ласкает, нежит. А чуть позже, когда младенец подрастет, мать уже не спешит так же быстро брать его на руки: теперь сам сделай шажок, иди ко мне, малыш, еще шаг, вот, молодец! И Господь всегда рядом, но ждет, что духовный младенец по мере духовного роста постепенно научится ходить сам.

В минуты невзгод и скорбей, когда кажется, что Бог далеко и не слышит твои молитвы, нужно только вспомнить эту сладкую пору духовного младенчества и заново пережить: близ Господь призывающих Его.
Татьяна выросла в обычной семье: бабушки верующие, а родители воспитывались во времена безбожия. Папа у Тани из донских казаков, высокий, статный, и Таня в папу: и ростом вышла, и осанкой, глаза голубые, русая коса до пояса. Умная, веселая, жизнерадостная, любила танцевать – танцевала и в кружке, и дома. Женихов хоть отбавляй, только не спешила она с замужеством.

Еще с детства Таня часто размышляла: зачем люди живут, и что там, за порогом жизни? В чем смысл бытия? Нечасто подобные вопросы волнуют молодых девушек больше, чем вопросы, какую обновку надеть на танцы или как понравится обаятельному однокласснику.

В 1990 году Тане исполнилось 22 года, и она сбиралась выйти замуж. К будущему жениху глубоких чувств не испытывала, но он был очень порядочным и достойным человеком, лучше всех остальных претендентов на руку и сердце девушки. Очень любил Таню.

Будучи неверующим, уважал веру своей избранницы и вместе с ней ездил в паломнические поездки по святым местам. Побывали они в Толгском монастыре. Там Таня молилась, купалась в святых источниках. Зовет Сергея с собой окунуться, а он сердится, ворчит:

– И зачем это нужно?! Да я лучше дома в реку брошусь, чем в этот ледяной источник полезу! Какое странное желание – в ледяной воде купаться…

А мимо священник проходит и говорит ему негромко:

– Не мешай ей! Не нужно мешать человеку…

Приехали из монастыря, подали заявление в ЗАГС. Пригласили на свадьбу гостей. И вот за месяц до свадьбы Таня захотела съездить помолиться преподобному Сергию Радонежскому в Троице-Сергиеву лавру. И Сергей с ней, конечно, поехал. Приезжают в лавру. Приложилась Таня к мощам святого и почувствовала такую радость, такую благодать, что век бы из этого места не уезжала. От мощей уходить не хочется, на литургии сердце поет. А Сергею это всё в тягость, он ворчит:
– Да пойдем уже… Сколько можно в храме стоять?! Давай лучше в кафе посидим или в кино сходим…

Услышал его ворчанье священник лавры и слово в слово повторил толгского батюшку:

– Не мешай ей! Не нужно мешать человеку…

Нахмурился Сергей. Господь в разное время сердца каждого человека касается, Он один знает, когда человек способен к Нему прийти. Вот и для Сергея, видимо, это время пока не наступило. Ничего из того, что чувствовала Таня, он не ощущал.

И еще они вдвоем попали на беседу к старцу – отцу Кириллу (Павлову). Таня, увидев батюшку, была поражена: лицо его светилось, прямо сияло. Никогда – ни раньше, ни позже – не видела она, чтобы от человека исходила такая благодать. Таня даже смотреть не могла долго на его лицо; она еще и спросить ничего не успела, а чувство благодати, духовного умиления коснулось сердца так остро, что из глаз сами потекли слезы, и она без всякой причины начала плакать.

Сергей заговорил первым, сказал, что торопится вернуться домой: на работу нужно выходить. Старец посмотрел внимательно на них, а потом благословил молодому человеку ехать домой, а Тане благословил остаться пожить в лавре. Помолиться, потрудиться. Сергей, радостный, вышел. А старец на вопрос девушки о дальнейшей жизни, о скором замужестве ответил коротко:
– Это не твой путь.

И она почувствовала себя так, будто камень с души свалился. Поняла, что не радовало предстоящее замужество, а тревожило. Может, эта тревога, чувство ошибки и привели ее в лавру?

После благословения старца очень быстро нашла жилье и работу в монастыре. Сначала, правда, предложили ей послушание в трапезной. Пришла она в трапезную, вышел старший по послушанию, посмотрел на молодую красивую девушку – и отказал. Таня расстроилась:

– Возьмите меня хоть кем! Я сильная, могу любую трудную работу делать… Хоть полы мыть возьмите…

Старший и говорит сопровождающей сестре:

– Ну, если так просится – нужно взять. Вот тебе тряпка, вот ведро – и вперед. Полы мыть будешь. Мой и молитву читай. Поняла?

– Хорошо…

И вот Таня моет полы, только тряпка мелькает. От радости летает, а не ходит. Всё чисто, всё сверкает. И молитва идет – Господь младенца духовного утешает.

Съездила домой, раздала все вещи подругам, жениху отказала, в течение суток обернулась назад. А Сергей и не удивился даже, как будто знал заранее. Видимо, старец помолился за них, потому что принял жених отказ спокойно, с пониманием. Таня потом много лет молилась за него и спустя годы узнала о его судьбе.

Сергей довольно быстро женился, в жены взял девушку жизнерадостную, хохотушку, совершенно неверующую. Лет через пять он сам пришел к вере, и через отца семейства воцерковилась вся дружная семья: и жена, и четверо детей. Вот так Господь промышлял о нем: Таня и без него была верующим человеком, а тут вся семья уверовала.

А тогда, в девяностом, не обошлось без искушения: Сергей предупредил всех своих родных об отмене свадьбы, а мама Тани почему-то забыла предупредить деревенскую родню. Может, расстроилась сильно, может, думала, что не приедут они из своей далекой уральской деревни на торжество. Но в назначенный день приехало полдеревни, собрались самые дальние родственники, даже те, кто Таню только малышкой помнил.

Навезли пирогов, куличей, деревенской снеди. А свадьбы-то и нет! Так они назад поехали, по дороге едят-едят, никак съесть не могут. Всё раздали кому придется, лишь бы не пришлось с этими яствами назад в родную деревню возвращаться – насмешек не оберешься… Вернувшись домой, на все вопросы отвечали, что хорошо, дескать, на свадьбе погуляли. Так вторая половина деревни и была уверена, что Таня благополучно замуж вышла.

Да… А тогда вернулась Татьяна в лавру, молится, на послушании трудится. Через пару недель подходит к ней старшая по послушанию сестра и спрашивает:
– Таня, ты ведь медик по образованию?

– Да, медик…

– Хватит с полами, заканчивай свою поломоечную карьеру. Завтра с утра в медпункт пойдешь.

А Таня расстроилась. Она ведь по новоначалию своему радовалась грязной работе, думала про себя: вот тут-то я смирению и молитве научусь, прямо как в Патерике у святых отцов. А теперь, понимаешь, весь стремительный рост к высотам духовной жизни перекрывают.

– А можно я полы мыть останусь, а?

– Какие полы?! Тебя преподобный Сергий Радонежский благословляет в медпункт!

– Ой! Если преподобный, то, конечно, я готова и в медпункт!

Стала Таня в медпункте трудиться. Там у нее молитва уже не так легко пошла: начнет она молиться, а тут нужно бабушке-паломнице капель сердечных накапать или давление померить, укол поставить. Или семинаристу таблеток выдать. Она про молитву-то и забудет. Потом снова молиться начнет. Молится и думает про себя: «Ах, какое счастье, что я в лавре! А вот Господь сказал: всё оставь и иди за мной… Я так и поступила».

В общем, взлетает мыслью всё выше и выше. Ей уже и есть не хочется, и спать не хочется, только бы на службах стоять и на послушании трудиться. Но в лавре народ опытный, и преподобный Сергий промышляет обо всех своих чадах. Как только стала она взлетать и парить, случилась у нее одна встреча. Приходит в медпункт один профессор, который преподавал тогда в семинарии в лавре. Она у него и спрашивает:

– Простите, пожалуйста. А можно спросить? Вот если все заповеди исполнила, дальше что делать?

Профессор – человек деликатный, внимательно смотрит на нее, как будто диагноз ставит, потом улыбается и отвечает:

– Так-так… А дальше главу тринадцатую, Послание к коринфянам читайте и наизусть учите.

– Поняла… Спаси Господи…

Приходит домой – и сразу за Евангелие. А там:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,– то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».

И ещё:

«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое».

Задумалась Таня. Стала читать о трезвении, о духовном возрастании, о прелести. К наставнику духовному обращаться. Год в лавре пролетел незаметно. А в 1991 году произошло событие, которое в ее жизни сыграло важную роль.

В этом году Казанский собор в Петербурге, бывший Музей истории религии, снова стал действующим храмом. Из запасников музея передали Церкви иконы, предметы богослужения, мощи святых. Тогда в простой рогоже, среди гобеленов, обрели мощи преподобного Серафима Саровского – великого заступника нашей земли. Эта радость всколыхнула много душ и даже изменила судьбы некоторых людей.
Мощи привезли в Москву, в Богоявленский храм. И, один раз съездив к преподобному Серафиму, Таня стала отправляться в Москву каждые выходные. Два часа на электричке в одну сторону и два в другую. Только для того, чтобы постоять на молебне и приложиться к мощам преподобного. Услышала, что собираются крестным ходом идти с мощами из Москвы в Дивеево, и тут же к старцу, отцу Кириллу:

– Батюшка, благословите, я пешком с крестным ходом за преподобным пойду в Дивеево.

– Так не понесут мощи, а повезут. Ну что ж… поезжай с Богом в Дивеево.

Так Таня после лавры оказалась в Дивеево. Сразу почувствовала, что люди здесь живут особенные. Во-первых, само место особенное – удел Пресвятой Богородицы. Во-вторых, когда монахинь разгоняли, многие осели у местных жителей, ютились в их избушках. И, конечно, принесли с собой монашескую молитву и образ жизни. И многие местные стали очень верующими людьми.

Бабушка Анна, которая приютила Татьяну, была такая молитвенница! Правило вычитывала монашеское. И пока с утра 150 молитв Пресвятой Богородице не прочитает, чашки чая не выпьет.

В то время здесь была небольшая женская община. Возглавлял ее диакон, которого в шутку называли «наша старшая сестра». Татьяну отвели к старице – последней из оставшихся в живых инокинь Дивеевской обители.

Много скорбей и трудностей выпало на ее долю. В детстве видела грубость, сквернословие, драки, затем трудовая монастырская жизнь, общие послушания, после закрытия монастыря – скитания, гонения, тюрьма и лагерь. Лагерный номер 338, который предсказала ей еще дивеевская блаженная Мария Ивановна. В лагере обыскивали, отнимали нательные кресты, запрещали молиться. Чуть не умерла в лагерной больнице и потом всю жизнь страдала от хронического плеврита и мучилась от кашля.

После многолетних скитаний вернулась в Дивеево с другими оставшимися в живых сестрами обители. Маленький домик номер 16 по улице Лесной. Здесь она прожила 40 лет. В прежние времена в монастыре имена меняли только при монашеском постриге, а при иноческом оставляли имя таким же. Поэтому матушку все местные знали под ее собственным именем: Евфросиния, Фрося.
В 1984 году архимандрит Вонифатий из Троице-Сергиевой лавры по благословению Святейшего Патриарха Пимена постриг мать Евфросинию в схиму. При постриге ее нарекли Маргаритой.

Когда Таня приехала в Дивеево, старице было уже 90 лет. Она принимала приезжающих паломников, сестер общины и относилась к этому как к послушанию, данному ей Самой Царицей Небесной. Старица доставала чугунок батюшки Серафима, поручи, кожаные рукавички преподобного, его большой железный крест. Всё это бережно хранилось, пряталось в годы гонений. Мать Маргарита одаривала богомольцев сухариками из чугунка преподобного, давала советы, наставляла, молилась за всех, кто нуждался в молитве.

Когда Таня с одной сестрой общины пошла к матушке, то они по пути завернули на святой источник, искупались не спеша. А старица, оказывается, ждала гостей сразу после литургии. А потом у нее свои дела, правило молитвенное. И вот заходят Таня с сестрой в дом: в крошечной избушке – сени, кухонька, маленькая келья с низеньким потолком. Заходят, а матушка ворчит:

– Двери закрывайте! Чего так поздно-то пришли?! Где вас носило?!

Таня опешила. Она представляла мать Маргариту такой благообразной благочестивой схимницей, как в Патериках описывают стариц. Чтобы каждое слово – как пророчество, в каждом предложении – свидетельство о прозорливости. Новоначальные ведь часто увлекаются внешним благочестием; бывает, с уст не сходит: «Простите, благословите, спаси Господи, ангела за трапезой». А тут… Что же это за старица?! Голос громкий, сердитый… Это же просто какая-то сердитая бабушка!

Такой ее и местные знали. Называли «бабка Фрося». Духовный человек всех понимает, а душевные и плотские люди – они духовного человека не понимают.

Такой была и схимонахиня мать Сепфора, молитвенно стоящая у истоков возрождения Оптиной пустыни и Клыково. Она тоже была старицей, но жила очень прикровенно, молитвенный подвиг свой скрывала. К ней приезжали иеромонахи, игумены, протоиереи за духовным наставлением, за советом, а соседки недоумевали: «Почему это к нашей бабушке Даше столько священников из Оптиной ездит?»

Таня тогда, в свой первый приход к схимнице, только одно почувствовала: как хорошо ей в этом маленьком домике, как легко на душе рядом с матушкой, как уходят тревоги и заботы. И еще поразилась: какое светлое лицо у старицы! И в келье у матушки было очень благодатно – две большие иконы: Божией Матери «Умиление» и преподобного Серафима Саровского.

Таня попросила:

– Матушка, благословите мне остаться. Быть в общине я, наверное, не заслуживаю, недостойна. Мне бы хоть коров доить или полы мыть, лишь бы жить рядом с Дивеево.

Старица улыбнулась и благословила девушке остаться в общине.
А позднее, когда уже много раз приходила Татьяна в эту избушку – придут все вместе: кто на пол сядет, кто на коленях рядом с матушкой, – позднее Татьяна начала понимать, каким сокровенным человеком была старица. Она скрывала все свои дары. Внешне – никакого елея. Обедает, лепешку ест: «Эх, какая вкусная лепешка! Как хорошо!» Люди придут: «Как там твоя корова? А как твой племянник?» Со стороны – обычная бабушка.

Как-то Таня пошла к матушке с одной сестрой. Та недавно приехала и уже была пару раз у старицы. И вот идут они, а сестра и говорит:

– И чего мы к ней идем?! Она только ест да спит. Обычная старенькая бабушка.

Таня ей отвечает:

– Матушка молится. А это самой большой труд.

Заходят они к схимонахине в домик. Старица Таню впускает в келью, а ее спутнице и говорит:

– И чего ты ко мне пришла?! Я только ем и сплю. Обычная старенькая бабушка. Что же я тебе могу полезного сказать?

Духовного человека видит только духовный. Или тот, кто стремится к духовности, ищет ее. И такой человек мог почувствовать в старице скрытую внутреннюю духовную силу. Рядом с ней душа чувствовала что-то неземное. Такую легкость! Мир помыслов, тишину душевных сил.

А она молилась за всех, кто приходил к ней. Молилась после встречи и молилась во время беседы. И человек, не знающий, что такое сердечная, непрестанная молитва, ничего не понимал: отчего ему так хорошо здесь, в этой маленькой келье, отчего так тянет приходить сюда снова и снова… А внешне это никак не проявлялось… По своему смирению даже схимническое облачение она надевала нечасто, в простой одежде ходила. Схиму стала надевать, только когда монастырь открыли. А внутри – старица. Ей Пресвятая Богородица являлась…

Мать Маргарита переживала за всех сестер общины. Будучи духовно опытным человеком, молитвенницей, она знала, как велика благодать, которую дает Господь новоначальным. Дает втуне, даром. А по мере духовного взросления скрывает. И потом, чтобы стяжать такую же благодать, как на заре духовной жизни, человеку нужно много подвизаться самому. Нужен подвиг, а он не каждому под силу. И часто человек подвизается, молится, постится, живет духовной жизнью, а такой благодати, как раньше, – не чувствует.

Раньше вставал чуть свет – и спать не хотелось! Долгие службы – в радость! Постится – легко! А когда Господь чуть-чуть благодать Свою скроет, чтобы человек собственные силы приложил, вся немощь тут как тут: поститься – тяжело, вставать рано – тяжело, молиться – еще того тяжелее… Вот тогда человек и познает свою немощь, и начинает смиряться понемногу, и понимает, что значит: «Без Мене не можете творить ничесоже».

Старица предупреждала молоденьких сестер об этом. У нее самой когда-то было послушание телятницы. И вот она приводила им простые примеры из жизни, чтобы им было лучше понятно:

– Сейчас у вас столько благодати! А вы ее не цените! Не умеете ценить… Так лошадь, когда в яслях у нее много сена, всё повытащит, копытами потопчет… А когда сена-то мало останется, так лошадка каждую соломинку подбирает. Вот и вы так будете…
Много лет эти слова старицы Таня вспоминает. Только зовут ее теперь уже не Татьяной. И она инокиня. «Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит».

Но это уже совсем другая история.

ДАСТ ТЕБЕ ГОСПОДЬ ПО СЕРДЦУ ТВОЕМУ
ДАСТ ТЕБЕ ГОСПОДЬ ПО СЕРДЦУ ТВОЕМУ


СКАЗАНИЯ И ИСТОРИИ : метки: : автор: Ольга Рожнёва : дата: 23.10.14 : 100 : ID записи: 17816

      - Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго!
      - Ласточки тоже любят …
      - ПРОРОЧЕСТВА СТАРИЦЫ ПЕЛАГИИ РЯЗАНСКОЙ
      - Духовные поучения старца Алексея Мечёва: Будьте светом
      - Две вишни. Притча святителя Николая Сербского
      - АМЕРИКАНСКОЕ ЧУДО БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ Петербуржской
      - Архимандрит Нектарий (Головкин): «Сейчас крайне важно стремиться хранить мир»
      - Основа духовной жизни – это добрые помыслы (Старец Паисий Святогорец)
      - Богдан Буткевич: на Донбасе нужно убить 1,5 млн лишних людей
      - Притча… Жил на Свете Человек.
      - Харрисон Оджегба Окене провёл 72 часа на глубине 30 метров в затонувшем корабле и выжил блягодаря молитве
      - Алексей Гривач: “Газпром” предотвратил катастрофу на Украине
      - Пять правил для счастья
      - Детский позитивчик (подборка фотографий)
      - Зачем нужны крестные (крестные родители)?
      - Вот, я пришёл к тебе, сынок! (стих)
      - Что значат зажженные свечи, которые два пономаря несут впереди и позади священника на большом и малом входе?

Обсудить:


2 × 9 =

Добавить Статью
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА 2564
  • АПОКРИФЫ 91
  • ВИДЕО ФИЛЬМЫ 253
  • ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ 174
  • ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ 606
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ 157
  • ЛЕКЦИИ ОСИПОВА А. И. 1
  • МИРОВОЙ ЗАГОВОР 163
  • МОЛИТВЫ 7
  • ПАЛОМНИЧЕСТВО 32
  • ПОЛИТИКА 92
  • ПРОРОЧЕСТВА 147
  • СКАЗАНИЯ И ИСТОРИИ 175
  • ТРАПЕЗА ПРАВОСЛАВНАЯ 82
  • ФОТО ОТЧЁТЫ 502
  • ЧУДЕСА БОЖИИ 24
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 58
  • КОНТАКТЫ
  • ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
  • православные знакомства Светелка
    Пасха монах Крымск РПЦ фото Церковь предсказание антихрист Соловки православие Израиль Андрей Кураев вера Паисий Святогорец христианство монастырь история Галина Царева папа Римский революция Ватикан наставления животные Русь ислам Россия кошка дерево Франциск третья мировая война храм 2012 Украина Путин экономика война художественный фильм кот католики лекция красота мученик предсказания армия Патриарх Кирилл Янукович царь календарь Москва рецепт Афон дети Барак Обама Киев жизнь Последние времена старец Майдан деньги смерть Крым Сирия власть вода Евреи праздник Апокалипсис Бенедикт XVI Китай европа США природа Конец Света семья Америка хлеб Евангелие
    2012 - 2017 сopyright © "Храни Веру - православный сайт"
    публикаций: 2564 обсуждений: 762 скорость: 0.828 запросов: 114