Русь Святая, храни веру Православную!
ПОИСК:
Почему храмы не готовы отчитываться о своих деньгах?

присоединиться к группам: на ОДНОКЛАССНИКАХ и ВКОНТАКТЕ
Почему храмы не готовы отчитываться о своих деньгах?


Оказывается, среди представителей церкви есть серьёзное непонимание и неприятие тех основополагающих законов благотворительности, по которым живёт весь мир некоммерческих организаций.

Церковь во многом живёт кредитом доверия, полученным четверть века назад, и почти не задумывается о своём авторитете в будущем. В храмах привыкли получать деньги просто так, без ясного обозначения нужд и без публичных отчётов.

Эта тема на днях была поднята дьяконом Андреем Кураевым. Он, в частности, сказал: «У нас прихожане отдают деньги священнику — и не могут контролировать его расходы. Приходы до 25 % своих поступлений отдают епархии — и не могут контролировать её расходы. Епархии отдают деньги патриархии — и не могут контролировать её расходы… Отсутствие выборности, прозрачности и отчётности на всех уровнях церковной жизни и в самом деле делает церковь средневековым реликтом…» Эта реплика послужила началом большой дискуссии.

Как это устроено сегодня?

Я думаю, что в отношении храмов и тех денег, что тратятся в церковных приходах, царит то же непонимание, что и в отношении НКО и волонтёрства. Обыватели видят результат (скажем, молодёжь организует учебные программы для детей сирот) и не задумываются, сколько это стоит, предполагая, что всё это — чистый энтузиазм. Так же и по отношению к храмам. Максимум, на что хватает воображения сторонних людей, — это статьи расходов на строительство (ремонт) самого храма, коммунальные платежи, деньги на внутреннее убранство и облачения, проживание священников и оплата бухгалтера. Всё остальное — либо делается само собой, либо кем-то бесплатно. Слишком часто за скобками финансовых разговоров остаётся не только уборка, питание, охрана, но и хор, работа алтарников, воскресная школа, социальная работа, миссионерские и просветительские программы и т. д.

К сожалению, люди знают только «верхушку айсберга», то есть благолепие храма и красивое богослужение, но не видят и не понимают той работы, что может происходить вне богослужения.

В обществе сложился стереотип, что благотворительность и церковная работа — это бесплатно! Этот миф, кстати, соседствует с мнением, что попы зажрались, ездят на мерседесах, обслуживают коррупционную власть и хорошо живут. И обе этих крайности действуют против Церкви. Только вот с первой православные борются, а со второй — нет, и порой даже поддерживают её.

Я сторонник того, чтобы всякий труженик получал достойную зарплату и его труд был обеспечен. Прежде всего надо вкладываться в коллектив! Тогда качество труда и эффективность будут высокими. Достойную зарплату должны получать и певчие (в том числе и за спевки), и алтарники, и уборщицы, и повара, и преподаватели воскресной школы, и социальный работник, и миссионер и т. д. Штат храма в городе может достигать 15–20 человек, а значит, даже скромная оплата их труда — это сотни тысяч рублей в месяц. Если сюда прибавить коммунальные платежи, охрану, затраты на ремонт (или отопление, или забор, или котельную и т. п.), то ежемесячные расходы могут быть очень внушительными. Кстати, важной тратой являются и упомянутые отчисления в епархию, но это, как говорится, «чёрный ящик». Как бы там ни было, все эти деньги надо где-то взять.

Трата денег может осуществляться двояко. Или основные статьи расходов и бюджет утверждает приходское собрание (выборный орган) с отчётностью всему приходу. Или деньги тратит священник как своего рода директор предприятия. При этом он сам определяет статьи расходов и решает, кому и как отчитываться.

Где берутся деньги?

Ничего нового на свете не существует. Храмы, как и благотворительные НКО, ничего не производят. Во всяком случае, не должны производить. Даже если религиозную жизнь обозвать «услугой по удовлетворению религиозных потребностей», то, как и в НКО — эта услуга не продаётся, она всегда должна быть бесплатна. Поэтому есть два источника денег: коммерция ради уставных нужд и пожертвования.

При храме может стоять иконописная или даже ювелирная мастерская, книжная лавка, коптильня кроликов (я знаю такой пример) и т. д. В идеале — это не может быть личным бизнесом священника. Предприятие должно приносить доход, идущий на утверждённые уставом или собранием нужды храма и церковного прихода.

Пожертвования бывают трёх видов: от крупных спонсоров (хозяева крупного бизнеса, олигархи), от прихожан или от сторонних людей. Прихожане — те, кто участвует в богослужебной и не только жизни прихода. Для них жертва — деятельная ответственность за храм и общинную жизнь. Остальные жертвователи — сторонние люди, так называемые «захожане». Их пожертвование — большей частью оплата «религиозных услуг» и причастности к культу.

Важно понимать, что преобладающий вид пожертвований в том или ином храме напрямую зависит от того, кто взял ответственность за приходскую жизнь. Если исключительно священник, то именно он ищет деньги, где может и как умеет, он же их и тратит. Если же ответственность делегирована приходу, то деньги жертвуют все, кто может, но тогда все вместе и определяют, на что и как средства будут потрачены.

О законе фандрайзинга

Фандрайзинг — это работа по привлечению и сбору пожертвований, в основе которой лежит аксиома: жертвователь должен знать «на что идут деньги?», «как он может быть уверен, что деньги пошли именно на это?», «как получить отчёт?». От ответов на эти вопросы и от прозрачности истории зависит репутация и авторитет благотворительной организации. И Церковь тут не исключение!

При этом есть негласное правило, что отчёт может быть предоставлен только тому, кто дал деньги, и в установленной им форме. В НКО это правило чаще всего работает так. Есть спонсор, покрывающий базовые расходы фонда: аренду помещения и основные зарплаты. Эти деньги — условия для работы, то есть для сбора средств у общества, скажем, на покупку лекарств. Фонд публично отчитывается только за те деньги, что были собраны с жертвователей через публичное же обращение. Отчёт состоит из 2-х частей: «сколько?» и «от кого?» получено денег и «сколько?» и «на что?» потрачено. Этот отчёт — доверие к обществу, открытость, просьба о новых пожертвованиях. Про деньги, полученные от спонсора на аренду и зарплату, фонд может публично не упоминать, если это часть договора.

Чтобы не было иллюзий о невозможности отчитываться, предлагаю обратиться к сайтам фондов «Подари жизнь» и «Предание».

Проблемы

Есть поговорка: кто платит, тот и девушку танцует. Как бы груба ни была эта народная мудрость, она отражает закон жизни, такой же неизбежный, как и закон тяготения. Можно, наверное, спорить о видах танцев и той или иной близости партнёров, но неизменна та мысль, что касается неплатящих: они остаются сторонними наблюдателями.

Поскольку в Русской церкви модель приходов своеобразная — сначала назначается священник, и он должен построить храм, а потом уж создаётся церковная община, то вся ответственность очень часто лежит на священнике. Понятно, что построить или восстановить храм, чтоб был как с иголочки, на деньги прихожан нереально. Почти все такие проекты — это деньги очень богатых людей. Но и обычная жизнь церковных приходов часто связана с крупными спонсорами. Прихожане изначально — не соработники настоятелю, не партнёры ему.

Священники и епископы нередко уверены, что храм — исключительное и самодостаточное пространство Церкви. Миссия церкви до сих пор почти исключительно в приобщении людей к храму и богослужению. Христианин тождественен человеку, регулярно посещающему храм. Почти все силы священников замкнуты на храмовом пространстве и на введении в него прихожан. Поэтому многие богатые спонсоры в принципе не хотят понять, что Церковь — это сообщество людей, а не камни, краски и медь. Они не подозревают, что Церкви жизненно необходима профессиональная, регулярная и долгосрочная социальная, учебная, миссионерская работа, а не только богослужение. В этом смысле церковный приход, не понимая своей силы и своего ресурса, вынужден следовать за интересами крупных спонсоров и священства.

Безусловно, сказанное выше об индивидуальном договоре со спонсорами об отчётности относится и к храмам. Те большие благотворители, что дают деньги под конкретные нужды, — сами проговаривают условия. Это может быть ремонт крыши или покупка иконостаса, или деньги лично священнослужителю. Но очень странно и бесперспективно выглядит отказ многих священников от публичного обсуждения нужд храма и прихода, от публичного отчёта о сборе и трате средств. Это же один из самых простых способов разделить ответственность и сделать что-то совместными усилиями. Если, конечно, это кому-то надо?..

Часто отказ от прозрачности прикрывается псевдоблагочестивыми рассуждениями, что любое пожертвование, в том числе и от прихожан и от «захожан», — это жертва Богу и Церкви вообще. Если кто-то пожертвовал Церкви, то у него нет права спрашивать «на что эти деньги пошли?». Такой вопрос — недоверие Богу! В подобных рассуждениях упускается, что жертвователь даёт Богу или Церкви не напрямую, а посредством священника. И тратит деньги не Бог и не Церковь, но конкретный настоятель храма, определяя нужды. Очень губительно, когда священник отождествляет себя с Церковью и отказывается отчитаться. Это серьёзная репутационная потеря.

В контексте этого очень примечательно мнение руководителя благотворительного фонда «Предание» Владимира Берхина. По его словам, он ежедневно общается с людьми, которые не готовы жертвовать Церкви. «Они говорят, что в ней тратят не пойми как и неизвестно на что. Нет отчётности. И таких недовольных всё больше. Церковь отнюдь не лидер в благотворительности. Священников же, несмотря на это, безумно пугает мысль о прозрачности доходов и расходов».

Со своей стороны, я думаю, что Церкви всё же придётся перестроиться и принять те «правила игры», по которым живёт цивилизованный мир. Кредит доверия иссякает, и наступает время партнёрских и честных отношений, где каждая сторона чувствует свою ответственность. Отношений не только с богатеями и олигархами, но прежде всего — с обществом и с отдельными людьми.

Юрий Белановский
Источник: aif.ru



ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ : метки: , , , , : дата: 06.11.13 : 85 : ID записи: 13440

Обсудить:


3 + = 4

Добавить Статью
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА 2626
  • АПОКРИФЫ 93
  • ВИДЕО ФИЛЬМЫ 260
  • ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ 179
  • ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ 613
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ 159
  • ЛЕКЦИИ ОСИПОВА А. И. 2
  • МИРОВОЙ ЗАГОВОР 164
  • МОЛИТВЫ 7
  • ПАЛОМНИЧЕСТВО 37
  • ПОЛИТИКА 92
  • ПРОРОЧЕСТВА 148
  • СКАЗАНИЯ И ИСТОРИИ 182
  • ТРАПЕЗА ПРАВОСЛАВНАЯ 82
  • ФОТО ОТЧЁТЫ 513
  • ЧУДЕСА БОЖИИ 26
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 69
  • КОНТАКТЫ
  • ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
  • православные знакомства Светелка
    наставления 2012 Крым болезнь ислам США война художественный фильм РПЦ Кирилл храм красота патриарх предсказание старец антихрист Соловки вера христианство Афон календарь Последние времена Ватикан жизнь армия Патриарх Кирилл Киев картины Путин Китай православие семья праздник Янукович Америка третья мировая война предсказания фото Крымск Израиль Украина история Евангелие Апокалипсис собор католики Русь экономика монастырь библия мученик дерево монах смерть Паисий Святогорец животные Конец Света папа Римский Россия Майдан вода Москва Пасха христиане царь кот Франциск деньги фильм европа дети Галина Царева Церковь Евреи Документальный фильм природа рецепт кошка Барак Обама Сирия лекция
    2012 - 2018 сopyright © "Храни Веру - православный сайт"
    публикаций: 2626 обсуждений: 778 скорость: 0.442 запросов: 94