Русь Святая, храни веру Православную!
ПОИСК:
Как на Руси ВЫкать стали (Как обращаться: на вы или на ты? )

присоединиться к группам: на ОДНОКЛАССНИКАХ и ВКОНТАКТЕ
Как на Руси ВЫкать стали (Как обращаться: на вы или на ты? )


Вроде бы, говоря Вы, мы выражаем своё уважение к человеку – к вышестоящим и незнакомым принято обращаться на Вы.

Но почему тогда близким говорим – Ты? Неужели, мы их меньше уважаем, чем тех, чужих?

Не странно ли: к Богу мы обращаемся на ты (… да святится имя Твоё; Да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя…), а к всякому мелкому начальнику – на Вы?

Неужели, Творец всего Сущего меньшего уважения достоин, чем любой прохожий, которому мы говорим – Вы?

К святым обращаемся на ты, а к грешным – на Вы? Парадокс…

Может, дело не в уважении… А в чём? Дабы понять это, давайте вернёмся в прошлое.

Откуда и зачем пошло это – выканье?

Ведь во всех древних языках: др.греческом, латинском , др.русском – обращение было только на ты, это и понятно: коли един человек, то и говорить к нему нужно в единственном числе: ты.

Насколько я помню, впервые обращаться к себе как к многим – на Вы – потребовал кто-то из римских императоров. А если императора называют на Вы,- думают придворные его,- то, чем я хуже? давайте и меня – на Вы. И пошла волна гордыни сверху вниз:
каждый такой «пупок земли» стал мнить себя «маленьким императором» и требовать себе тех же «почестей»: «Я тебе не просто я, меня теперь много, я теперь – Мы!» И до того эта мода по Европе дошла, что сейчас в английском языка вообще уже цельного «ты» не осталось, все стали множественными You.

Конечно же, и на Руси люди испокон веков обращались друг к другу на ты.

Даже к Богу взывали – Ты. Ивану Грозному говорили ты, и он не обижался, ибо это естественное, нормальное обращение – на ты,
общепринятое тогда: к одному человеку как к одному и обращаться.

Выканье к нам пришло относительно недавно, в петровские времена, как некая западная мода, новомодное веяние.Тогда Пётр I много западных обычаев приказным порядком в русское сознание внедрял.

И выканье, было одним из них.

Хотя оно могло бы нам и вовсе не привиться – осталось бы некой чужестранной диковиной, но в 1722 г Пётр I ввёл в России «Табель о рангах», по которому ко всем вышестоящим (по рангу) надлежало обращаться на Вы, и называть их каким-нибудь «Вашим благо-высокородием».

А за нарушение этого правила полагался штраф в размере двухмесячного жалования, причем назначен оный мог как за тыкание вышестоящему, так и за выкание нижестоящему.

А если учесть, что треть этих денег полагалась доносителю, то нарушать его было … небезопасно.

Таким вот образом в России насильственно, под угрозой штрафа, ввели западное выканье.

Простому человеку, понятно, тыкали все: «он же – мужик, а мы тут с эдаким европейским выпендроном, и уважаем только тех, кто с нами в одну социальную игру играет, и кто выигрывает… в ней… у нас».

И заметьте (это важно): сначала обращение на вы вводилось, чтобы подчеркнуть социальное неравенство: ты к императору на Вы, он к тебе – на ты; к вышестоящим по рангу – на Вы, они к тебе – на ты…

Т.е., выканье выражало социальный статус, положение в социальной структуре, а не уважение к человеку.

Уже потом сознание адаптирует : положение -> уважение к положению -> уважение, затем они сплетаются…

И вот уже естественное желание человека – чувствовать уважение окружающих, слышать к себе уважительное обращение – толкает его к тому, чтобы занимать положение, к этой «гонке по вертикали»…

Конечно, я не предлагаю грубо переходить на ты в общении только потому, что таковое обращение является и изначальным, и естественным для человека,

не страдающего расщеплением личности.

Окружающие ведь могут не понять и – обидеться.

В обществе, хорошо это или плохо, уже сложился некий этикет, общественный политес, в котором, говоря друг другу «вы», мы словно подчёркиваем своё почтение к общепринятым Правилам Игры и отстранённо-уважительное отношение друг к другу.

Это как бы предохраняет нас от грубости, но и от …прямых контактов.

Но ведь, доведённое до абсолюта (скажем, в викторианской Англии) это вы-общение, эта система общественных приличий, превращает живую жизнь людей в какую-то … шахматную игру, в которой, словно фигуры на доске, они совершают предписанное правилами движения по своим клеткам, важно раскланиваясь и улыбаясь. -Идиллия … или тюрьма?

Я написал сие лишь для того, чтобы мы помнили, когда и почему на Руси выкать стали, дабы, понимая это, осмысленней могли себе решать: к кому и как нам стоит обращаться.

ТЫ и ВЫ

На наше благословенное Отечество движется атлантистская волна чуждой нам англо-саксонской культуры. Стало модным обращение вы решительно ко всем возрастам. Казалось бы невинная и даже цивилизованная примета последнего времени: полностью заменить местоимение ты на вы. Но у русских ты всегда означало доверительность, выражало чувство братства, общинный, вечевой дух народа.

Мы даже к Богу обращаемся “на ты”, что подчёркивает особенную интимность и расположение к единению. Русское вы означает признание почтенных возраста, должности, индивидуальности, тогда как английское универсальное you есть признак индивидуализма, безысходной разобщённости. У англо-саксов вообще отсутствует сокровенное ты. Есть архаическое thou (тау), и то это санскритское (= русское) ты. До середины двадцатого века в России многие совсем незнакомые люди обращались друг к другу “брат(ок)”, “сестр(иц)а”.

Теперь же слышишь: “гражданин”, “гражданка”, “мужчина”, “женщина”. Когда Якубович в своей “Стране дураков” обращается к дитяти “на вы”, этот слащавый чуждый нам этикет, как не покажется странным, работает на разрушение наших традиций, нашего менталитета (в чём Запад немало преуспел). Для Запада русское ты — признак варварства и некультурности. В подтверждение того, сколь задушевным является русское ты, исчезнувшее у англо-саксов, хочется напомнить стихотворение Пушкина.


Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!

Не стоит расслабляться по поводу западной “культуры” и его елейного вы. Сэры, мэры и пэры не ориентированы на братство ни меж собой, ни, тем более, с простым народом, от которого они ограждены “золотым занавесом”. А между братьями ты не есть признак отсутствия культуры, напротив, вы является абсурдным.



ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ : метки: , , , : дата: 22.09.17 : 481 : ID записи: 11979

      - Святейший Патриарх Кирилл: Вся наша Церковь горячо молится о мире на земле Украины
      - БУДЬ ВЕРЕН ДО СМЕРТИ (беседа с Константином Душеновым)
      - Муж и Жена – дружная семья
      - Лаборатория одиночества (Протоиерей Андрей Ткачев)
      - Старец Порфирий Кавсокаливит (1906-1991)
      - Туннель тисов в Абергласни (Британия)
      - Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры евросвидомые требуют передать раскольникам – «Киевскому патриархату»
      - Управление ФМС России подтвердает действительность паспорта образца 1974 года
      - Обращение Патриарха Кирилла к полноте Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине
      - Духовные поучения старца Алексея Мечёва: Будьте светом
      - Пасхальный базар в Вене
      - Продолжение и дополнение статьи о семи Заповедях Ноя …
      - «Пожалуйста, молитесь обо мне, чтобы я выстоял … !»
      - Екклесиаст (выдержки)
      - Титаник на фоне современных суперлайнеров
      - Почему на Пасху красят яйца?
      - Вы – атеист, если вы …

Обсудить:


1 × 5 =

Добавить Статью
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА 2613
  • АПОКРИФЫ 93
  • ВИДЕО ФИЛЬМЫ 256
  • ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ 179
  • ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ 612
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ 157
  • ЛЕКЦИИ ОСИПОВА А. И. 2
  • МИРОВОЙ ЗАГОВОР 164
  • МОЛИТВЫ 7
  • ПАЛОМНИЧЕСТВО 37
  • ПОЛИТИКА 92
  • ПРОРОЧЕСТВА 147
  • СКАЗАНИЯ И ИСТОРИИ 182
  • ТРАПЕЗА ПРАВОСЛАВНАЯ 82
  • ФОТО ОТЧЁТЫ 511
  • ЧУДЕСА БОЖИИ 26
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 66
  • КОНТАКТЫ
  • ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
  • православные знакомства Светелка
    католики монах Пасха предсказания мученик красота Последние времена семья деньги христианство животные третья мировая война РПЦ Патриарх Кирилл храм царь кот вера Церковь история Крымск Янукович Америка Апокалипсис Израиль художественный фильм Ватикан 2012 Евангелие рецепт собор Сирия Паисий Святогорец картины жизнь Соловки Афон экономика праздник Москва Украина старец папа Римский Китай календарь Евреи Франциск война монастырь Галина Царева Россия дети дерево США фото ислам Кирилл вода смерть антихрист Путин предсказание библия наставления Киев армия Крым христиане Майдан патриарх природа лекция болезнь Русь Барак Обама православие Конец Света
    2012 - 2017 сopyright © "Храни Веру - православный сайт"
    публикаций: 2613 обсуждений: 775 скорость: 0.726 запросов: 112