Русь Святая, храни веру Православную!
ПОИСК:
Уходить ли в монастырь? Из наследия Оптинских старцев – о мире и монастыре.

присоединиться к группам: на ОДНОКЛАССНИКАХ и ВКОНТАКТЕ
Уходить ли в монастырь? Из наследия Оптинских старцев – о мире и монастыре.


Преподобный Антоний Оптинский на вопрос о выборе монашеского пути отвечал, что спастись можно как в монастыре, так и в миру. И напоминал о том, что враг может подавать усердие к непосильным для нас добродетелям, а к посильным, наоборот, влагать пренебрежение:

«Вы упомянули о женщине, которая питается приятною идеею – оставить всё – но не постигает, от Бога ли такое внушение, или от противника. Если бы она раскрыла сердце своё самому благоискусному старцу или провидцу, то и тот не одобрит мысль оную, ибо действие противника таково: к возможным и посильным добродетелям влагает он хладность и пренебрежение, а которые добродетели превышают меру сил наших, к тем подаёт неослабное усердие, а цель его – уловить бедную душу».

Старец говорил о том, что Господь даёт обильные средства ко спасению как монашествующим, так и пребывающим в мирском звании:

«…нет ни одного человека, в каком бы кто быту ни был, чтоб лишён он был средств к приобретению вечных благ, ибо Господь Бог всем хощет спастися, как непосягшим, так и оженившимся, как удалившимся в монастыри, так и обитающим в мирском звании. И тем и другим обильные даны способы ко спасению!»

Преподобный Макарий о монастырях отзывался так:

«Обиталища сии – монастыри – не изобретение человеческого ума, но Дух Святой, через богодухновенных Отцов, установил жительство сие для тех, кто позван будет Богом или из любви к Нему, или по причине множества грехов своих».

Преподобный Варсонофий называл монашеский путь – путем царским:

«Конечно, путь монашеский есть путь царский, и кто, поступив в монастырь, будет истинным монахом, тот сподобится великой награды».

Тем, кто мог вместить сказанное, старец прямо говорил о том, что высшее совершенство достигается в монастырях:

«Спастись можно и в миру, но высшее совершенство достигается в монастырях. И в Писании сказано: Не женивыйся печется… како угодити Господеви, а женивыйся… како угодити жене (1 Кор. 7, 32–33). Вот и разница между миром и монастырем».

Старец искренне радовался, когда светские люди оставляли мирские удовольствия и приезжали на святые праздники в монастырь, чтобы провести эти дни вдали от мирской суеты в молитве:

«Своим пастырским словом свидетельствую вам, что вы совершили подвиг, приехав сюда из разных мест на великий праздник Рождества Христова. Верю твёрдо, что милосердый Господь вознаградит вас, как – не знаю, но не оставит вас ни в этой жизни, ни в будущей. Еще лет сорок – пятьдесят тому назад это время от Рождества Христова до Крещения называлось святыми днями. Это было на святых днях, – говорили. Теперь эти два слова сокращены в одно: «святки»… Что подразумевают под этим словом теперь? Обыкновенно период времени от Рождества до Крещения, но часто с этим понятием соединяется понятие о греховных удовольствиях, которых так много бывает именно в это время. Враг издевается над христианами, и время, в которое совершалась тайна нашего спасения, обращается во время совершения всевозможных пороков. Оттого–то и назвал я подвигом то, что вы оставили все мирские удовольствия – театры, балы, маскарады… и приехали в нашу тихую обитель, чтобы провести эти дни в молитве, духовной беседе и удалении от мирской суеты. Здесь вы говели и приобщались Святых Таин».

В то же время преподобный Варсонофий подчёркивал, что монашеский путь предназначен не всем. Человек слышит призыв Божий – это Сам Господь призывает его на служение:

«Спасающихся в монастырях часто упрекают в эгоизме: подумайте, – говорят, – такой–то поступил в монастырь! Он делал в миру то–то и то–то, так много приносил пользы, и вдруг всё бросил. Это – грех! – Не смущайтесь подобными речами. Если Господь призывает человека на служение Себе в иноческом чине, то надо всё бросить и последовать призыву Божию».

Преподобный указывал, что иногда есть и прямые указания человеку спасаться в миру:

«Есть разные пути ко спасению. Святитель Николай Мирликийский ушёл в пустыню, чтобы подвизаться там в посте и молитве, но Господь не благословил его остаться там. Явившись святому, Господь велел ему идти в мир: «Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод», – сказал ему Господь. Таисия, Мария Египетская, Евдокия также не жили в монастырях. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову, и Он не оставит вас».

Старец учил не мудрствовать в деле спасения и не придумывать себе особенных подвигов, подчёркивая, что не все способны идти в монастырь, и для кого этот путь невозможен, тому не нужно и насиловать себя:

«И снова повторяю: я не зову в монастырь, и в миру много путей, которые ведут к Богу и к ближним: святое это дело, несомненно, – спасая других, и самому спасаться».

«И перед вами лежат различные пути, некоторым иноческий, но не все способны идти в монастырь; у кого нет этого желания, тому и не нужно насиловать себя. Есть выражение: “И белые одежды не погубляют, и черные сами по себе не спасают”. Можно спастись и в миру, не забывайте только Господа и по силе своей соблюдайте Его заповеди. Главное – дорожите верой Православной и не меняйте её ни на какие сокровища мира сего».

Ольга Рожнёва



ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ : метки: , , , , , , : автор: Ольга Рожнёва : дата: 16.06.17 : 69 : ID записи: 11710

      - Если вы несчастны, то не вините Меня
      - Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
      - Память преподобного Зосимы
      - Что значат зажженные свечи, которые два пономаря несут впереди и позади священника на большом и малом входе?
      - Монастырь святого Михаила (Skellig Michael) в Ирландском море
      - Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго!
      - Протоиерей Николай Рагозин. Соль земли (1). Фильм.
      - Страдание святого мученика Павсилипа, память 8 апреля
      - Древнейшее Христианство (Священномученик Илларион Троицкий)
      - Память преподобного Феодора Трихины 20 апреля
      - Симонопетра. Монастыри Афона.
      - Пророчества старца Иосифа Ватопедского
      - Фаршированная тыква
      - “Чем люди живы?” художественный фильм притча и спектакль по рассказу Льва Толстого
      - Монахи Афона не благословили президента Украины Порошенко.
      - Цифры в кириллических буквах (памятка в Никольском храме)
      - Батюшка Иона Одесский (Игнатенко) монах, старец

Обсудить:


9 − = 8

Добавить Статью
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА 2596
  • АПОКРИФЫ 93
  • ВИДЕО ФИЛЬМЫ 254
  • ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ 179
  • ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ 610
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ 157
  • ЛЕКЦИИ ОСИПОВА А. И. 2
  • МИРОВОЙ ЗАГОВОР 164
  • МОЛИТВЫ 7
  • ПАЛОМНИЧЕСТВО 34
  • ПОЛИТИКА 92
  • ПРОРОЧЕСТВА 147
  • СКАЗАНИЯ И ИСТОРИИ 182
  • ТРАПЕЗА ПРАВОСЛАВНАЯ 82
  • ФОТО ОТЧЁТЫ 508
  • ЧУДЕСА БОЖИИ 26
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 59
  • КОНТАКТЫ
  • ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
  • православные знакомства Светелка
    христианство ислам Русь Израиль Галина Царева рецепт красота смерть папа Римский Крым кошка Евреи история Майдан дерево экономика армия Ватикан животные православие жизнь Франциск лекция Соловки Сирия Паисий Святогорец РПЦ патриарх предсказания Последние времена старец природа Россия библия Украина семья деньги вода Киев монах Пасха болезнь дети наставления мученик европа третья мировая война календарь 2012 Церковь христиане вера Барак Обама праздник Патриарх Кирилл предсказание храм Янукович Крымск Америка США Кирилл Москва антихрист монастырь кот художественный фильм фото царь Китай Афон Апокалипсис Евангелие Путин война католики Конец Света
    2012 - 2017 сopyright © "Храни Веру - православный сайт"
    публикаций: 2596 обсуждений: 764 скорость: 0.705 запросов: 112