Русь Святая, храни веру Православную!
... запечатлены те, которые хранили веру, как сокровище 3 Ездры 6:5
ПОИСК:
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Присоединиться к группам ВКонтакте и Одноклассники

Иногда бывает тяжело. А иногда – настолько тяжело, что сил никаких нет терпеть. И, что хуже всего, сколько ни пытаешься понять, за какие прегрешения тебе это всё, никак не поймешь.

Вроде бы и грехов особо тяжких нет. И жизнь церковная ни в чем не ущербна. И ни на кого не обижаешься так, чтобы обида эта между тобой и Богом встала. И трудишься не покладая рук, и работаешь, и стараешься… В чем же дело-то? Почему так тяжко? Так, что кажется: еще немного, и просто свалишься и всё? И мало того: почему всё так запутанно, так сложно, так головоломно?
И приходит иногда ответ – ясный, простой, удивительно четкий. Да потому, что ты давным-давно все делаешь… сам!

Ну правильно, сам. А кто же еще должен за тебя всё делать?

Да нет… Сам – то есть без Бога, самостоятельно, самодеятельно в некоем особом смысле этих слов.

Этого не объяснить человеку неверующему, хотя он-то страдает от сей болезни тоже немало. Но верующий – больше. Ведь он знает, на опыте своем уже не раз убеждался, что это такое – когда Господь всё делает как бы за, вместо тебя. И когда Он отступает и дает тебе потрудиться одному, чтобы ты почувствовал, каково с Ним и каково без Него.

Это иногда становится наказанием за гордость, за превозношение, иногда – за осуждение других, иногда – за неблагодарность. Но «любящему Бога» и притом внимающему себе «всё содействует ко благу»(Рим. 8: 28). В том числе и промыслительное оставление. И стоит только всё осознать, ощутив перемену, покаяться, как становится много легче и лучше.

Однако все гораздо сложней, когда не Господь от тебя отошел – по милости Своей, а ты от Него – по неразумию твоему: неосознанно, ненамеренно. Неосознанного и ненамеренного так часто не замечаешь – пока совсем до края не дойдешь…

Как это бывает и с кем? Да то-то и оно, что приключается эта беда нередко с людьми в высшей степени благонамеренными, неленивыми, ревностными даже – как в духе Мариином, так и в Марфином. Берет на себя человек ношу – вроде бы и по силам. А потом добавляет еще. И еще. И еще… И идет шаг за шагом вперед, не останавливаясь, не сбавляя темпа.

И дела хорошие, нужные делает. И людям помогает. И подвизается, как может. Но, начиная с какого-то момента, все это – сам. И в конечном итоге чаще всего – слом.

«Какой-то момент» в действительности вполне определенный – тот, в который человек перестает задаваться вопросом, а угодно ли то, что он намеревается предпринять, Богу. Перестает о разумении воли Божией молиться. Перестает прислушиваться к тому, что отвечает ему на эти молитвы его собственное сердце: мирно ли, смиренно ли, живо ли памятью о Господе и любовью к Нему оно? Или холодно и ожесточенно, замкнуто, сжалось?

Тут такой риск превратиться из Павла в Савла и услышать вдруг: «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9: 5)! А еще больший – не услышать.

Мне запало в память выхваченное как-то раз из проповеди хорошо знакомого мне священника: почему Петр начал утопать? Потому что убоялся? А с чего вдруг? На воду в бурю ступить и пойти по ней по слову Спасителя не убоялся, а когда уже шел благодатью Божией по поверхности ее, словно по земле, тогда убоялся? Нелогично как-то… Не оттого ли все, что подумалось ему в какой-то момент, что это сам он идет? Не забыл ли он на мгновение о Том, Чьей силой и волей вода уподобилась тверди? Если так, то что ж удивительного, что испугался, что тонуть стал?

Я не знаю, и никто из нас не знает, как это на самом деле было с апостолом. Но то, что с нами это сплошь и рядом происходит, факт.

Когда начинаешь что-то ради Бога: дело какое-то, работу, жизнь, похожую на подвиг, – то Господь, «и намерения целующий», подает щедрую Свою помощь. И ты идешь – осторожно, благоговейно – вперед, боясь, как бы не оступиться, не согрешить, не лишиться этой Божественной поддержки. И постепенно втягиваешься, привыкаешь к трудам и подвигам, они становятся чем-то обыденным и вроде бы посильным.

И вот то, на что ты прежде испрашивал благословения, о чем молился, ты начинаешь делать сам. И получается! По инерции, по привычке. И больше получается. И еще больше. И, может быть, долго ты так живешь – в зависимости от обстоятельств, от естественных способностей своих и от многих еще факторов внешних.

Но рано или поздно всё же чувствуешь, что тебе не просто тяжело, как раньше бывало, а всё, нет больше сил. Чувствуешь: еще немного – и надорвешься… Так со многими случается. И с очень ревностными, и с не очень, и даже с совсем не ревностными порой.

Риск надорваться, правда, есть. И сломаться. Вот почему так важно, поняв, что самодействуешь, остановиться и разобраться: отчего так? Отчего ты остался один?

Оттого, скорее всего, что дела Божии вознамерился делать, о Боге забыв. Чудно звучит, но весьма часто бывает. Где? Да в нашей, церковной среде. Из-за чего ж иначе приходится видеть то и дело постников озлобленных, молитвенников сумрачных, соцработников ожесточенных? Знаем, что то и это – дела богоугодные. Но когда именно угодные и как и с каким сердцем приступить к ним – эти вопросы нередко и на ум не приходят. Вот и выходит, что делаем их подчас и не богоугодно, и даже прямо-таки Богу противно, и на самом деле – Ему противясь. Не замечая этого совершенно. А только… Только чувствуя ту самую тяжесть, от которой сил жить уже не остается.

И никак этого не избежать, никак не застраховаться, если не останавливаться почаще на путях своих и не проверять: пути мои Божии ли при том? Или нет? Кто-то скажет, конечно: а как разобраться, как быть уверенным в правильности ответа на этот вопрос? Есть один секрет… Если будешь готов остановиться, или свернуть, или даже вспять обратиться, если только поймешь, что такова воля Божия, то Господь ответ – ясный, вразумительный – тебе обязательно даст. А если нет, то зачем он тебе?

Когда после долгого периода самодеятельности и самостоятельности вновь чувствуешь себя не только водимым рукой Божией, но и всецело в этой руке находящимся, ею держимым, то понимаешь всю силу и глубину евангельского: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Ничего доброго, разумеется.

И в сердце у тебя рождается отклик: «А я, Господи, и не хочу без Тебя…»

Игумен Нектарий (Морозов)



ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ : метки: , : автор: Игумен Нектарий (Морозов) : дата: 17.03.18 : 41 : ID записи: 11691

Обсудить:


7 − 5 =

Добавить Статью
вступай в группы:
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
АПОКРИФЫ
ВИДЕО ФИЛЬМЫ
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ
ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
ЛЕКЦИИ ОСИПОВА
МИРОВОЙ ЗАГОВОР
МОЛИТВЫ
ПАЛОМНИЧЕСТВО
ПОЛИТИКА
ПРОРОЧЕСТВА
СКАЗАНИЯ, ИСТОРИИ
ТРАПЕЗА
ФОТО ОТЧЁТЫ
ЧУДЕСА БОЖИИ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
КОНТАКТЫ
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
православные знакомства Светелка
леонардо да винчи роман
Крым красота Израиль Москва монастырь антихрист вера христиане вода революция пост хлеб царь смерть Киев Китай кот Паисий Афонский семья Барак Обама христианство Последние времена Пасха жизнь дерево пророчества старец православие собор животные Америка Апокалипсис Евреи Афон Русь праздник война Галина Царева лекция рецепт фото художественный фильм кошка армия европа природа наставления предсказания Константинополь Паисий Святогорец календарь деньги история Крымск Россия Ватикан католики ислам РПЦ США Бенедикт XVI болезнь дети Церковь патриарх Документальный фильм храм Франциск картины третья мировая война фильм мученик Сирия Конец Света предсказание УЭК Патриарх Кирилл Путин Кирилл папа Римский Майдан мусульмане Соловки Янукович Андрей Кураев монах Евангелие экономика Украина 2012 библия
2012 - 2018 сopyright © "Храни Веру - православный сайт" зап.90