Русь Святая, храни веру Православную!
... запечатлены те, которые хранили веру, как сокровище 3 Ездры 6:5
ПОИСК:
Святой Блаженный Павел Таганрогский

Святой Блаженный Павел Таганрогский


Присоединиться к группам ВКонтакте и Одноклассники

8 (21) ноября 1792 – 10 (23) марта 1879

Я думаю, нет смысла в стотысячный раз перечислять имена всех великих, как российских, так и мировых деятелей науки и культуры, политиков и военачальников, чья жизнь так или иначе была связана с нашим городом. Казалось бы, достаточно упоминания одного только имени А.П. Чехова для того, чтобы таганрожцы были вправе испытывать чувство гордости за свою малую родину. Таганрог действительно подарил миру множество удивительных личностей.

При всём при этом по-прежнему остаётся как будто выпавшим из списка наших великих земляков человек, чей жизненный путь и даже смело можно сказать – гражданский подвиг, являются уникальными. Речь, разумеется, пойдёт о Павле Павловиче Стожкове, дворянине Черниговской губернии, родившемся 8 ноября 1792 г. Он поселился в нашем городе около 1825 года и прожил в нём большую часть своей жизни. Будучи причисленным за свою благочестивую христианскую жизнь в 1999 году Русской Православной Церковью к лику местночтимых святых Ростовской-на-Дону Епархии, он, однако, по-прежнему рассматривается многими нашими земляками как личность, интересная только для Православных верующих.

Для многих это просто какой-то человек, живший в Таганроге в маленьком домике, называемом “кельей”, носивший простую крестьянскую одежду и говоривший простым народным языком. Но многие ли задумывались: зачем сын богатых черниговских дворян раздает полученное от родителей наследство? Зачем молодой человек, получивший достойное дворянина воспитание, вероятно, обученный светским манерам своими гувернерами, вдруг отправляется десять лет странствовать по монастырям? Почему дворянин, для которого владение иностранными языками было само собой разумеющимся фактом, говорит, как крестьянин, на малороссийском диалекте? Что произошло в его душе, когда он осознал, что он является сыном земли, именуемой Святая Русь? Почему он поселился в Таганроге? И почему, наконец, Церковь прославила его в лике святых? А ведь это – человек, совершивший свой христианский подвиг в непростое время.

XIX век – тот самый, нравы которого гневно обличали святой Игнатий Брянчанинов, Святой Феофан Затворник, Святой Иоанн Кронштадтский. Это был период, когда высшие слои российского общества давно разучились не то, что говорить, но и думать по-русски. Лишь война с Наполеоном, и то не надолго, привела их в чувство. Все сильнее возвышали свой голос провозвестники революционных идей. Терялось духовное единство нации, что и привело к катастрофическим для России последствиям.

Именно в это время будущий русский святой совершает поступок, многими непонятый как в XIX в., так до конца не осознанный и уже нашими современниками. Из жизнеописания Святого Блаженного Павла Таганрогского известно, что по достижении возраста двадцати пяти лет он получил от своего отца, Павла Стожкова-старшего, полагавшуюся ему часть наследства – земельные угодья и порядка трёхсот душ крепостных крестьян. По тем временам это было достаточно завидное состояние, позволявшее проживать в столице России или даже за рубежом, ведя безбедный образ жизни. Однако то, как поступил Павел Павлович со своим наследством, удивило многих, кто был знаком с семьёй Стожковых. Он взял и отпустил доставшихся ему крепостных крестьян на волю; заметим, что он не продал их, не подарил брату или соседскому помещику, он даже не стал завещать их какому-нибудь близлежащему монастырю, а взял и отпустил.

К тому времени на протяжении многих столетий Россия считала себя христианским государством. Но между тем в этом государстве существовали отношения, мало увязывающиеся с христианским мировоззрением. Это право одних Православных христиан безраздельно владеть и распоряжаться судьбами других, таких же, как они, Православных христиан. Что из себя представляла жизнь крестьянина в крепостной неволе, я думаю, нет нужды пересказывать заново, достаточно уже того, что помещик имел право продать своих крепостных и даже распродать крестьянскую семью порознь – мужа одному барину, жену другому, детей третьему. И заметьте, никто в христианской Руси не видел в этом парадокса. Но разумеется, многие спросят: “А куда смотрела Церковь?”.

Следует заметить, что Церковь никогда не занималась изменением исторически сложившегося уклада жизни, ибо тогда она превратилась бы в политическую партию. Православная Церковь относилась к крепостному праву также, как Церковь апостольского века относилась к рабству, повсеместно существовавшему в Римской империи. Как известно, ни Господь Иисус Христос, ни его ученики не призывали к отмене существовавших социально-экономических отношений. Но Христианство принципиально изменяло нравственные отношения внутри общественного уклада. Святой Апостол Павел, обращаясь к своему другу и помощнику Филимону, прямо указывал на этот новый вид отношений между членами христианской общины. В доме Филимона имелась христианская церковь, он также принимал у себя странников, но его раб Анисим чем-то провинился перед хозяином и бежал. Встретив Апостола Павла, он обратился в христианство. После этого случая Апостол Павел отправляет Филимону письмо (известное ныне как послание к Филимону), в котором, упоминая об Анисиме, просит принять его “не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного” (Флм.1:18). И жаль, конечно, что не все наши титулованные соотечественники могли уместить в своём сознании эту заповедь – относиться в том числе и к крестьянину не как к рабу, но как к брату возлюбленному.

Да, обличителей крепостничества на Руси хватало. Но мало кто из них сделал что-либо для того, чтобы облегчить участь хотя бы тех крестьян, которые находились в их собственности. А между тем молодой дворянин Павел Павлович Стожков без бунтов, заговоров и революций сделал для своих крепостных крестьян максимум из того, что было в его силах. Что в этом уникального? Хотя бы уже только то, что произошло это за полвека до официальной отмены на Руси крепостного права.

А что же дальше? А дальше Павел Павлович Стожков отправляется по Российским монашеским обителям постигать духовную мудрость, веками накапливаемую и бережно хранимую духовниками старцами-подвижниками. Будучи мирянином, не принимая ни священного сана, ни монашеского пострига, он ведет аскетический образ жизни, проводя время в трудах, молитве и прочих подвигах. Десять лет паломнических странствий и накопленный за это время духовный опыт послужили впоследствии тому, что народ стал именовать его “старцем”, подобно тому, как именуются опытные монахи-духовники. И вовсе не случаен тот факт, что блаженный Павел местом своего жительства выбирает Таганрог. Таганрог нуждался в таком светильнике, как старец Павел. Наивно было бы полагать, что духовный облик Таганрога той эпохи кардинально отличался от облика Таганрога наших дней. Торговый город, жизнь в котором движется по большей части меркантильными интересами и течет “не шатко не валко”. Такая же вялость и теплохладность в вопросах веры и духовности и лишь время от времени рождающиеся от скуки сплетни и слухи будоражат полусонное существование таганрожцев.

Но именно старец Павел разбудил этот город. Он показал, что учение Христа – это не прошлое, это вечное, и следовать за Христом можно во все времена и в любом звании. Он живым, удивительно простым и понятным примером святости увлек за собой горожан, ставших его духовными чадами. Его духовный авторитет стал настолько велик, что явился причиной для ревности даже некоторых городских священнослужителей. Его внешняя простота, как и простота многих опытных духовников, проистекает из стремления не привлекать внимание людей, движимых праздным любопытством и желающих лишь позаниматься пустой болтовней, популярной в модных салонах. Свет Божественной истины зачастую сияет именно там, где нет человеческой напыщенности и искусственных спецэффектов. Божьего человека не нужно рядить в расшитый золотом дворянский мундир, его легко можно узнать и в крестьянском кафтане. Вспомните, что говорил Спаситель об Иоанне Крестителе: “Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка” (Мф. 11,8-10).

В тот период, когда в обществе начинается духовная деградация, в мир для его вразумления являются Божий праведники. Один за другим вспыхивали на Руси светильники истинной духовности и благочестия. Благочестия близкого, понятного, доступного ищущему духовных ориентиров народу. Вглядитесь внимательнее в образ Преподобного Серафима Саровского и станет более понятна суть подвига блаженного Павла. Зачем со всей Руси ехал народ в Саровскую обитель? Кого хотел увидеть? Революционера? Артиста? Экономиста? Нет. Народ тянулся к простому, согбенному от болезни монаху, но монаху, стяжавшему благодать Святого Духа. Именно он, человек, сам себя называвший “убогий Серафим”, просиял как Всея России чудотворец. Именно он раскрыл смысл жизни христианина, как стяжание благодати Духа Святого. Точно также народ, ищущий живой духовности, потянулся к блаженному Павлу.

Разумеется, кому-то из современных интеллектуалов, ознакомившемуся с житием Святого Блаженного Павла Таганрогского, уклад жизни в общине подвижника может показаться чрезмерно простым, а его духовные наставления – лишёнными какой-то глубины философской мысли. Однако не следует при этом забывать, что своё служение блаженный Павел нёс большей частью среди простого народа, потому и наставления его должны были быть доходчивы, просты и понятны. Господь наш Иисус Христос тоже не читал лекций по современной астрономии приходящим послушать Его иудеям. Он тоже использовал простые и доступные понятия, иногда говоря даже притчами, для того чтобы простой рыбак мог понять, в чём суть истинной праведности и чему подобно Царствие Небесное.

Со временем вокруг Блаженного Павла сплотилась христианская община. Это был не монастырь. Это была община простых людей без монашеского пострига и вне стен монастыря, живущих по заповедям Божиим. И надо признать, что этот путь, в определённой мере, тяжелее того, которым идут монахи, спасающиеся в стенах обители. Разумеется, жизнь в монастыре тоже полна своих лишений и искушений, однако куда сложнее сохранить верность Богу и соблюсти чистоту здесь, в миру, который полон соблазнов. Попробуйте в современном мире быть честным политиком, предпринимателем, юристом, журналистом.

Как известно, созидание Церкви и храмостроительство – это не совсем одно и то же. Как созидание, так и возрождение Церкви – это прежде всего насаждение веры Христовой в людях. Церковь – это в первую очередь организация-община живых людей. Именно Блаженному Павлу Таганрогскому принадлежит заслуга возрождения настоящей христианской общины. Он не придумывал ничего нового, он не создавал альтернативу Церкви, он именно возродил то, что по стечению целого ряда обстоятельств было утрачено. Петровские реформы превратили Церковь в бюро ритуальных услуг, оставив за священнослужителями лишь церемониальные функции. Люди, приписанные к одному и тому же приходу, могли даже не знать друг друга по имени. И Святой Павел возвращает в Православие общинность, т.е. такую общность православных христиан, в которой они не порознь, а вместе, движимые любовью к Богу, сообща неся тяготы друг друга, идут по пути духовного совершенствования. Его труды оказали большое влияние на церковную жизнь, и когда мы говорим о русской традиции старчества, мы обязаны вспомнить, прежде всего, о Святом Блаженном Павле Таганрогском.
Его жизнь неразрывно связана с ещё одним выдающимся человеком. Духовником Блаженного Павла Таганрогского был иеромонах Дамиан, состоявший в братии Таганрогского Александро-Невского монастыря. Этот монастырь, известный в городе как греческий, являлся подворьем Иерусалимского патриархата, и находился на Александровской площади (сейчас на его месте стоит жилой дом).
Он являлся святыней для всей греческой диаспоры, под его сводами греки клялись, не щадя жизни бороться за освобождение своей исторической родины от турецкого владычества, здесь собирались пожертвования на нужды этой освободительной войны. Однако ничто не помешало большевикам разрушить этот монастырь в 30-е годы ХХ столетия.

Но слава монастыря на этом не пресеклась. Вышеупомянутый о. Дамиан стал впоследствии Иерусалимским Патриархом Дамианом II. И это факт не просто карьерного роста. Для того, чтобы понять роль в Православии Иерусалимского Патриарха, надо понять, что из себя представлял и представляет Иерусалим. На протяжении столетий это место сосредоточения, переплетения и тесного взаимодействия множества религий. Иерусалимский патриарх – это человек по сути дела олицетворяющий Православие в глазах сотен тысяч иноверцев, и то, что такая роль была доверена монаху, чьё духовное становление и возрастание протекали здесь, в Таганроге, свидетельствует как о высокой духовности, таки о высоких интеллектуальных дарованиях этого человека. И то, что два таких человека, как Блаженный Павел и иеромонах Дамиан были близки по духу, тоже говорит о многом.

Согласно житию, именно он, Блаженный Павел, пророчески предсказал тогда ещё скромному монаху из провинциального города его славное духовное будущее. Что касается собственно Святости Блаженного Павла, то в Церкви к лику святых не причисляют “огульно”. О святости человека должны свидетельствовать неопровержимые доказательства, среди которых и те, что называются чудесами, происходившими как по молитвам самого праведника, так и тех, кто обращался к нему за помощью.

Чудеса, свидетельствовавшие о Святости Блаженного Павла, происходили как при его жизни, так и по его блаженной кончине. Среди них явленные по молитвам старца исцеления от тяжких телесных недугов, разрешения сложных жизненных проблем и многое другое, что обусловило почитание таганрогского праведника. Народное почитание Павла Павловича как святого началось задолго до официальной канонизации.

Городские летописи сохранили до наших дней упоминание о чудесном избавлении Таганрога от моровой язвы. Вот что писал в сентябре 1902 года В.Я. Светлов в ежемесячном литературном приложении “Нива”: “В самом отдалённом углу кладбища находится известная всем таганрогцам могила “старца Павла”, скончавшагося в конце восьмидесятых голов. Многие верят тому, что если придти помолиться на его могилу, то всё то, о чём будешь просить, непременно сбудется, если, впрочем, просьба будет благочестиваго свойства. Старец Павел был человек праведной жизни, много делавший добра окружающим и производивший на всех неотразимое впечатление нравственной чистотою своей жизни. Разсказывают много чудесных случаев о могиле старца. Например, когда в 1892 г. к городу приближалась холера, успевшая в короткое время похитить 819 человек, преимущественно из предместий и в особенности из босяцкаго населения “крепости”, горожане отслужили на могиле Павла панихиду, и на другой же день эпидемия разом сократилась, а вскоре как бы обошла город стороною, и совершенно изчезла”.

В советский период на Блаженного Павла было вылито множество грязи, сочинено множество мифов и пасквилей, к написанию которых приложили руку люди, тоже мнившие себя “талантливыми” писателями и журналистами. Но таганрожцы уже забыли даже их имена, а слава о Блаженном Павле распространилась уже далеко за пределы Таганрога. Поток благодатной Помощи Божией подающейся по молитвам Святого, не иссякает и в наши дни. Поклониться местам, где протекла земная жизнь Таганрогского подвижника (келья по адресу пер. Тургеневский, 82), а также в Свято-Никольский храм (ул. Шевченко, 28), где ныне покоятся его Святые мощи и часовню на старом городском кладбище, идут и идут тысячи Православных христиан со всей России и ближнего зарубежья. Не может не радовать и тот факт, что во многих церквях на восточной Украине можно увидеть икону Блаженного Павла Таганрогского, а в некоторых храмах его Образ даже включён в настенную роспись.

И думается, что до тех пор, пока будет жить любовь русского и украинского народа к нашим общим святым, среди которых достойное место занимает и Блаженный Павел Таганрогский, никакие политические разделения не смогут разорвать наше духовное единство.

На мой взгляд, внимательно вчитываясь в житие Святого Блаженного Павла, нам ещё только предстоит осознать значение этого человека не только в жизни Таганрога, но и в русской истории.

Hастоятель Свято-Никольского храма протоиерей Александр Клюнков.

Канонизация

Такого еще Донская земля не видела.

20 июня 1999 года, в воскресенье, в городе Таганроге при многотысячном стечении народа прославляли не царя, не лихого казачьего атамана, не большевистского вождя, а человека, не облеченного званиями и регалиями, орденами и медалями.

Избранника Божия, снискавшего при жизни огромную любовь народа своими аскетическими подвигами, преданностью Богу, строгим стоянием в вере Православной и милосердием к ближнему. Молитвенника, заступничеством пред Господом которого и после его кончины люди по вере своей получают благодатную помощь во всех своих делах и исцеление от болезней.

Святой блаженный Павел — это замечательное имя и спустя 125 лет после отшествия великого подвижника от земной жизни ко Господу вызывает любовь верующих людей и упование на благодатную помощь, посылаемую Господом по его молитвам.
20 июня 2004 года исполнилось пять лет со дня канонизации блаженного Павла Таганрогского, но и сегодня свежи в памяти участников события, связанные с прославлением святого.

Более десяти тысяч верующих Ростовской области и юга России приехали поклониться блаженному Павлу в день его канонизации — прославления в лике святых, Для многих православных этот день явился самым значительным событием всей жизни. Для кого-то — точкой отсчета, началом по-настоящему духовной жизни — жизни во Иисусе Христе. Для кого-то — спасительным исцелением от духовных и телесных недугов.

В те краткие часы происходило нечто вневременное, имеющее отношение к самой вечности.

…Истекали последние мгновения ночи, когда многочисленные паломники и местные жители были уже на подступах к старому кладбищу, где в алтаре Всехсвятского храма возлегали обретенные 4 июня святые мощи блаженного Павла. Отсюда должно было начаться их перенесение в Свято-Никольский храм.
В 6 часов утра раздался колокольный звон — начиналась воскресная Божественная литургия во Всехсвятской церкви. Люди, не поместившиеся в храме, молились вовне на коленях.

К 8 утра — началу заупокойной литии по старцу Павлу прибыл Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон.

По ее окончании ковчег со святыми мощами был возложен на плечи четырех священников Таганрогского благочиния и с пением «Святый Боже» медленно вынесен из храма.

Так, спустя 120 лет со дня преставления ко Господу святой старец Павел вновь шествовал по улицам ставшего ему родным Таганрога: от старого кладбища к Свято-Никольскому храму.
Блаженному Павлу Таганрогскому в XIX веке было известно о событиях, которых верующие конца XX века стали очевидцами. Ему было открыто Господом, что на кладбище после кончины он найдет лишь временное упокоение; что он будет прославлен как святой, и его честные мощи перенесут для поклонения в храм. Незадолго до отшествия ко Господу старец все напевал: «Понесли Павла на могилу, а с могилы — да в собор».*
Это пророчество святого Павла Таганрогского в ряду других засвидетельствовано в книге, вышедшей в 1911 году, спустя 32 года после преставления старца и за 88 лет до исполнения предсказанных событий.

В перенесении святыни участвовали все священники Ростовской епархии. Каждый имел возможность с тремя другими пронести на себе святые мощи определенное расстояние. Затем их сменяли следующие священнослужители по строгому порядку.
Шествие проходило очень организованно и стройно, несмотря на огромное стечение народа. Молитвами святого Павла этот жаркий пятидесятиградусный день не принес ни одного несчастного случая, хоть как-то связанного с канонизацией, при том, что люди, и пожилые тоже, провели под палящими лучами солнца в общей сложности от 6 до 10 часов. По рассказам участников шествия никто не чувствовал физической усталости, так велик был духовный подъем и воодушевление.
* В те годы Свято-Никольский храм имел статус собора.

Тяжело приходилось лишь десяткам бесноватых, которые то и дело проявляли себя. Некоторые из них почувствовали свою одержимость именно во время перенесения честных мощей. Проявление демонской одержимости совершенно неожиданно обнаружилось в маленьком мальчике, ко-торый на глазах своих изумленных и вмиг растерявшихся родителей стал изрыгать мужским голосом мерзкие ругательства. (Позже с усилием приложенное к мощам несчастное дитя было исцелено, чему свидетелем стал ответственный в тот день по Свято-Никольскому храму иерей Тимофей Фетисов.)
В это время в Свято-Никольском храме была совершена проскомидия. Вдруг тишину нарушил удар колокола — это звонарь заметил приближение шествия со святыми мощами к переулку Крепостному, который упирается в храм. Через несколько минут под погребальный звон духовенство, поющее «Святый Боже» подошло ко входу в храм. Впереди с мощами шли четыре митрофорных протоиерея. Владыка дал возглас на последнюю литию.

120 лет усердно поминали угодника Божия Павла его послушники и почитатели. Сколько в его память было совершено заупокойных служб! И вот последняя лития перед причислением старца Павла Таганрогского к сонму православных святых.

По окончании литии с пением «Вечная память» ковчег со святыми мощами был благоговейно занесен в храм и торжественно установлен в блистающую золотом раку.

Следом за архиепископом Пантелеимоном в храм смогли войти около 300 священнослужителей. Заполнившие все подступы к храму верующие остались молиться на улицах, благо всю службу можно было прекрасно слышать из мощных динамиков.
Архиерейское богослужение началось. На малом входе было зачитано архиерейское определение о канонизации святого блаженного Павла Таганрогского. На глазах у многих батюшек заблестели слезы радости и умиления. Донская земля прославляла своего родного молитвенника…

Божественная литургия продолжалась с особым чувством духовного единения всех сослужащих. После того, как Владыка Пантелеимон преподал служившим священникам Евхаристию, начали читать краткое житие блаженного Павла Таганрогского, повествующее о его духовных подвигах, о чудесах и исцелениях, произошедших по его святым молитвам.

В это самое время на небе перед глазами всего народа явилось небесное знамение: вокруг солнца, стоявшего в зените над Никольским храмом, среди ясного неба появился большой радужный круг. Знамение продолжалось около часа. Десятки тысяч людей смогли не просто увидеть его, но и заснять на видео- и фотопленку.
Подобное чудо было явлено верующим во время перенесения мощей преподобного Серафима Саровского и когда прославляли преподобного Феодосия Кавказского. Вот как Господь видимо представил Свое благоволение к прославлению Своего угодника и посрамил злопыхателей старца, «неокуриловцев», которые, подобно бесноватым, почувствовавшим святость, со страниц некоторых газет изошлись пеной, пытаясь попрать Божий Промысел о канонизации. «Ибо, написано: погублю мудрость мудрецов, а разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1,19-20). еще большим воодушевлением по окончании литургии был отслужен молебен, на котором в первый раз прозвучали слова тропаря и кондака, величание блаженному Павлу Таганрогскому. Вслед за архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном все духовенство приложилось к открытым святым мощам. Владыка произнес отпуст и вышел к народу для слов поздравления. главы епархии ко всем собравшимся с поздравлениями обратились представители областной и городской власти.

И вот долгожданная минута: в храм стали входить люди, чтобы приложиться к мощам святого Павла.

Увеличенные фотографии смотрите также в фотогалерее “Канонизация Старца Павла”

Храм был открыт до поздней ночи, и все успели приложиться к святым мощам. По отбытии архиепископа Пантелеимона, работники милиции принялись, не допуская большого скопления, по очереди пропускать народ в храм к раке. У мощей в это время находились дежурный пономарь и священник, которые внимательно следили за порядком. Казаки аккуратно направляли приложившихся к двум выходам, где два священника Никольского храма помазывали всех маслом из лампады с раки, покоящей святые мощи.
Около ожидающих 16 часов с улицы в храм пришла весть — еще одно дивное знамение: на небе из облаков образовался крест над храмом. Говорят, кто-то видел и самого старца Павла… входа в храм сестры милосердия Ростовского и Таганрогского православных сестричеств поили водой. И никто из жителей Таганрога не мог поверить, что это простая таганрогская вода из колонки, обычно жесткая и невкусная, — настолько сладкой она была. И это также можно считать одним из чудес того дня. в памяти к событиям прославления старца, еще и еще раз понимаешь, что все произошедшее стало одним большим чудом, — чудом, совершившимся по молитвам помощника и покровителя южных пределов страны нашей, пред Господом заступника, блаженного Павла Таганрогского.

Святой Блаженный Павел Таганрогский


ЖИТИЯ СВЯТЫХ : метки: , , , : дата: 12.03.18 : 403 : ID записи: 10523

Обсудить:


8 × = 24

Добавить Статью
вступай в группы:
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
АПОКРИФЫ
ВИДЕО ФИЛЬМЫ
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ
ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
ЛЕКЦИИ ОСИПОВА
МИРОВОЙ ЗАГОВОР
МОЛИТВЫ
ПАЛОМНИЧЕСТВО
ПОЛИТИКА
ПРОРОЧЕСТВА
СКАЗАНИЯ, ИСТОРИИ
ТРАПЕЗА
ФОТО ОТЧЁТЫ
ЧУДЕСА БОЖИИ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
КОНТАКТЫ
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
православные знакомства Светелка
смерть кот Украина старец Россия Последние времена Церковь Патриарх Кирилл Бенедикт XVI Константинополь вера патриарх мученик Пасха красота Ватикан Русь Китай монастырь календарь пророчества католики антихрист Сирия жизнь животные художественный фильм третья мировая война УЭК предсказания фильм праздник рецепт дети Паисий Святогорец лекция война православие наставления мусульмане дерево Соловки Паисий Афонский 2012 картины Израиль папа Римский фото Крым вода Москва предсказание США РПЦ Афон кошка Крымск революция Франциск семья монах Конец Света армия библия Евреи пост история собор Америка Майдан Галина Царева болезнь ислам Андрей Кураев Документальный фильм Евангелие Янукович хлеб Барак Обама деньги царь экономика храм природа Путин христиане Киев европа Кирилл христианство Апокалипсис
2012 - 2018 сopyright © "Храни Веру - православный сайт" зап.90